span {color:black;} Разрушитель мифов. - Писатели-фантасты предсказывают будущее....
Разрушитель мифов. Вторник
22.08.2017
04:26
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Писатели-фантасты предсказывают будущее.... | Регистрация | Вход
 
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Писатели-фантасты предсказывают будущее....


«Будущее можно предсказать, если не принимать его всерьез», - сказал когда-то писатель-фантаст Роберт Шекли. Непонятным образом многие предсказания фантастов сбываются. Хотя раньше их прогнозы были более точными. Интересно, почему? И что нас ждет в будущем, если верить предвидению новых писателей-фантастов?

    С момента появления такого направления в литературе, как научная фантастика, писатели-фантасты в своих произведениях пытаются прогнозировать и предсказывать будущее. И сто лет назад им это, в большей или меньшей мере, удавалось, для этого было достаточно следить за развитием тогдашней науки и техники. Скажем, после появления в небе дирижаблей писатель начала XX века делал фантастическое допущение, что в будущем они превратятся в титанические воздушные лайнеры по образу океанских – с ресторанами, бассейнами, перевозящих из одного конца мира в другой сотни и тысячи людей. Как известно, эти прогнозы сбылись лишь отчасти – на смену дирижаблям пришли летательные аппараты тяжелее воздуха (самолеты). Но были и более меткие попадания в будущее. В 1977 году Френк Херберт («Эксперимент Досади») рассказал, как работает будильник, использующий ароматы вместо звука. Такие будильники сегодня можно купить в качестве прикольного гаджета. Появление Интернета предсказал, если так можно сказать, Мюррей Лейнстер в рассказе «Компьютер по имени Джо» (1946 год). Он описал «логики» - информационные блоки, способные соединяться в сеть между собой и банками памяти. В книге упоминается, что на «логиках» завязана вся жизнедеятельность цивилизации: банковские операции, расписания авиарейсов, телекоммуникации и так далее. А Роберт Шекли в 1984 году в «Жизнь как жизнь» злобно предсказал появление реалити-шоу. «Настоящее» реалити-шоу появилось через 8 лет, в 1992 году. Известнейший фантаст и популяризатор науки Артур Кларк в 1945 году написал научную статью, в которой описал возможность использовать геостационарные орбиты для спутников связи. Наверное, если бы он запатентовал эту идею - стал бы самым богатым человеком на Земле. Тогда ему не поверили: считалось, что на создание такой системы уйдет не менее 150 лет. Артур Кларк также в числе первых предсказал информационный характер общества будущего и детально проследил динамику развития искусственного интеллекта. Подавляющее большинство технических и технологических новинок, начавших входить в жизнь с середины 1950-х годов, были опознаны Кларком задолго до их экспериментальных разработок. Он, кстати, неоднократно заявлял, что терпеть не может мистицизма, но признает наличие великой мистерии. Уже современный автор Том Кленси в 1996 году издал роман «Слово президента», в котором показано, как террористы с помощью угнанного пассажирского самолета уничтожают Капитолий. Знакомая ситуация, правда?

  Предвидения фантастов.

Первые исследования о предсказаниях фантастов были сделаны почти пятьдесят лет назад Генрихом Альтовым (Альтшуллером), который изучал идеи классиков-фантастов: Верна, Беляева, Уэллса и других. У него получилось, что около 80% из предложенных идей у этих писателей уже сбылось (на 60-е годы прошлого века) или сбывается. По его данным, у Жюля Верна стало реальностью 98 из 108 прогнозов, у Уэллса из 86 прогнозов верными оказались 77, а Александр Беляев сделал только 3 ошибки из 50 своих прогностических фантазий. Иногда фантасты настолько близко подходят к описанию реальных научных разработок, что к ним наведываются спецслужбы. Так, в августе 1944 года Клив Картмилл в рассказе «Линии смерти» подробно описал составляющие атомной бомбы и ее работу: две небольшие полусферы из урана-235, механизм детонации, данные о температуре взрыва. Он рассказал и о яркой вспышке, уничтожающей все живое, об ударной волне, способной снести огромные строения, словно картонные коробки, о губительной радиации и ее последствиях. А это было почти за год до того, как подготовленные для удара по Германии американские атомные бомбы свалились на головы японцев, испепелив Хиросиму и Нагасаки. В ФБР подумали, что произошла утечка из секретного «Манхэттенского проекта». После тщательного расследования оказалось, что начинающий писатель никогда не был в Лос-Аламосском центре атомных испытаний, не имел знакомых и друзей среди разработчиков "Манхэттенского проекта” и строил прогнозы, опираясь на информацию, публикующуюся в открытой прессе, как и знаменитый фантаст Уэллс, создавший «Освобожденный мир».

Фантазии посвященных.

    Скептики утверждают, что никакой мистики в исполнении предсказаний нет. Просто работает теория вероятности. Но почему-то прогнозы некоторых авторов сбываются чаще. И, возможно, дело не только в штудировании научной периодики. У Александра Беляева, Генриха Альтова, Ивана Ефремова (из советских писателей), у Жюля Верна, Герберта Уэллса, Хьюго Гернсбека, Олафа Стэплдона, Станислава Лема (из писателей западных) количество новых идей и сбывшихся предвидений аномально высоки — во всяком случае, далеко выходят за пределы случайных совпадений. В «Одиссее-2010», переведенной на русский язык в 1989-м, Артур Кларк упоминает цунами 2005 года. Его пейзажи Солнечной системы (да и более отдаленных миров!) описаны настолько правдоподобно, что, когда зонды стали поставлять на Землю реальные фотоснимки ближнего космоса, разница была минимальной. Разве что на Луне не оказалось пылевого Моря Жажды, в котором писатель утопил корабль «Селена» из детектива «Лунная пыль» (1961 год). Интересно, что его «Землю Империи», которая считается «самым большим провалом писателя», служит основой для многих японских аниме, где описываются космические искусственные колонии. Самым знаменитым из них является цикл сериалов Gundam. Его героями являются ньютайпы (newtypes) – дети, рожденные в космосе и обладающие новыми системами сенсорики. И в развитие этой темы Кларк в 2006-м начал строить в США свой центр по взращиванию ньютайпов, призвав «исследовать воздействие человеческого воображения и создать возможности для его практического осуществления».

  Факты и реальность.

   Получается, что писатели прошлого умели «предвидеть» будущее благодаря своему любопытству к научным открытиям и изобретениям. Но здесь нужно заметить, что в первую очередь, их прогнозы сбывались из-за достаточно медленного развития науки и техники того времени. Что же касается дня сегодняшнего, то ситуация кардинально изменилась. Для современных писателей-фантастов, дабы предсказывать в своем творчестве будущее нашей цивилизации, мало следить за сообщениями СМИ об очередном прорыве в науке или техническом изобретении, но ещё нужно проверять, а не является ли это обманом.... При нынешних темпах научно-технического прогресса, автору фантастического романа не достаточно иметь буйную фантазию, он должен иметь техническое образование или даже научную степень, дабы из дня сегодняшнего прогнозировать будущее и не попасть впросак. Ведь то, что сегодня кажется фантастическим, уже завтра становится реальностью. Писатели просто не поспевают за учеными! Кроме того, в массе своей, современный автор-фантаст – гуманитарий, а не технарь. Поэтому он или переносит действие своего произведения в очень далекое будущее (на сотни, а то и тысячи лет), либо за пределы Земли, а то и Солнечной системы, где есть место развернуться фантазии, или же уходит от научно-фантастического романа к жанру фэнтези или социальной фантастики.
Появление социальной фантастики связано с кризисом научной фантастики и поворотом фантастики к социальным и философским проблемам человечества. Попытки предсказывания фантастами развития социума имеют давние корни, начиная с «Утопии» Томаса Мора или «Города Солнца» Кампанеллы. Именно в социологической фантастике писатели-гуманитарии могли достаточно эффективно применить свои знания. Впрочем, и здесь предсказания и прогнозы оставляли желать лучшего, поэтому начиная с середины двадцатого века писатели массово переходят от утопического романа к антиутопическому – предсказать худший вариант развития всегда проще, нежели положительный.
   Сейчас появился новый жанр - "научное фэнтези".
Научное фэнтези — гибридное направление, созданное на стыке научной фантастики и фэнтези, для которого характерно сочетание научно-фантастических элементов со сказочно-мифологической традицией. Произведения гибридного направления играя по правилам научной фантастики, относятся всё же к жанру фэнтези. Из фэнтези заимствуются волшебный мир и магия, а из научной фантастики — строгое псевдонаучное объяснение этих явлений. О. П. Кулик считает научное фэнтези ответвлением от научной фантастики, где волшебство получает рациональное объяснение.
 
Эволюцию понятия «научное фэнтези» рассмотрел Борис Невский в статье «Драконы и звездолеты: разнообразие техно фэнтези». Термин «научное фэнтези» введен в 1935 году Форрестом Аккерманом в качестве синонима научной фантастики. В 1950 году Уолтер Джиллингз под научной фэнтези понимал часть научной фантастики, неправдоподобной с точки зрения науки того времени (например, применение ядерного оружия в романе Герберта Уэльса «Освобожденный мир» являлось научной фэнтези с точки зрения физики Ньютона, а с позиции теории Энштейна - научной фантастикой). В 1948 году Мэрион Зиммер (позднее получившая известность под псевдонимом Брэдли) в журнале «Startling Stories» назвала «science fantasy» смесью НФ и фэнтези. Критик Джудит Мерри под научным фэнтези понимала произведения фэнтези, в которых волшебство имеет естественнонаучную основу. Фантастовед Джон Клют выделил из широкого понятия «научное фэнтези» более узкий термин "технофэнтези"
Так какое же будущее «видят» современные писатели-фантасты? Безрадостное, но веселое. К концу века мы уже будем легко вступать в контакты с инопланетянами в форме вооруженного противостояния или военной консолидации. Возможно, мы даже ассимилируем некоторые инопланетные расы. Формой государственного устройства будущего наверняка будет империя с ультра жесткой централизованной властью. Соединенные Штаты пропадут с лица земли, во всяком случае, как государство. Сценарии их падения очень разные. Во многих романах упоминается о неких межгалактических совещательных органах вроде нынешней ООН. Россия ближайший век будет в упадке, но потом станет ведущей силой не только планеты Земля, но и ближайшего космоса. Космические просторы по-прежнему будут бороздить и пираты, как правило, их национальность – турки. Начиная с первой четверти XXI века, корпорации подменят собой государства и правительства. Они будут воевать между собой с помощью собственных армий. Виртуальная реальность отойдет на второй план. А вот голография из мало кому нужной игрушки превратится в мощнейший технологический инструмент. Вместо телевизоров появятся головизоры, голограммы заменят карты и документы. В головах у всех будут наночипы для приема сообщений прямо в мозг. Хотя некоторые будут пользоваться телепатией. Поскольку уже будет изобретен эликсир бессмертия (но он не сможет противостоять некоторым видам оружия), то для своевременного ухода из жизни нужно будет использовать нехитрые гаджеты: вживленные в мозг, взрывающиеся имплантаты, портативные гексогеновые гранаты, одноразовые снайперские винтовки. Они же помогут не сдаться в плен живыми. Мобильная связь будет существовать в форме браслетов на руке, связывающих с инфоканалами (то есть работающими заодно как радиоприемники), появятся видеофоны и головиды. Грядут цунами, наводнения, повышение уровня Мирового океана, затопление многих прибрежных стран. Численность человечества увеличится значительно. Самая очевидная опасность, угрожающая Земле, – глобальный энергокризис. А вот журналы и прочие СМИ будут только развиваться, несмотря на разнообразные технологии нового поколения. Любят писатели-фантасты «порадовать» читателей и прогнозами по поводу конца света. В 2008 году, например, на землю упадет астероид диаметром более 800 м. В 2009 —настанет Армагеддон. В 2010 — закончится нефть и мир поглотит война за ресурсы. В 2011 Земля отвернется от Солнца. Но не навсегда. В 2012 году опять в их фантазиях, нас ждет конец света — солнечная система станет каким-то боком к галактической оси, нарушатся все космические циклы, изменятся полюса и т.д.
Словом, современные писатели-фантасты, прогнозируя наше с вами будущее, почему-то рисуют его весьма мрачными красками? Например, таким, где «победила сила разума над силами добра». Вероятно, сейчас фантасты оперируют событиями небольшого временного периода из-за нестабильности в обществе....
Может, и через сотни или тысячи лет понятие дружбы, чести, достоинства, милосердия не потеряет актуальности, так что нам можно надеяться и на "светлое" будущее.
Форма входа


Поиск

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей


Copyright MyCorp © 2017 Конструктор сайтов - uCoz