Русь - земля титанов. Русские предания — это грандиознейший и малоизученный материк. И он,
воистину, подобно Атлантиде, чуть не погиб из-за предвзятых толкований,
из-за убеждения, будто русские предания не имеют исторической глубины и в
лучшем случае содержат отголоски событий времен Владимира Красное
Солнышко, будто бы в основном это народное творчество последних двух-трех
веков. А между тем русские сказания сохранили сведения о временах,
отдаленных от нас не только столетиями, но и тысячелетиями. И этот
исторический пласт
доселе считается запретным, малоизвестным, а он
богат событиями, в том числе и внутрицерковной жизни. Известны
мученики,
просветители, святые и т. д. Славянские епископы, оказывается,
участвовали во
всех церковных Соборах с IV века. Даже и ныне в Керчи стоит церковь
Предтечи, в
коей службы идут начиная с V века.
Целая
тысяча лет истории!
И все это было принесено в жертву династическим
притязаниям варяжской династии, а также греческим ортодоксам. Русская старина очень богата своей
историей, которая досталась нам от предков, как в письменном, так и в
устном виде. Под устным видом понимается какой-либо эпос – сказания,
песни, то есть те, что сочинялись не писцами, а народом и остались
которые на словах, почитающих старину, людей. Позднее такой устный эпос:
былины, песни, записывались и уже в таком виде дошли до нас. Былины
сохранили для нас очерки и повествования о жизни совсем, казалось бы,
фантастических людей, но за этими чуть преувеличенными персонажами порой
находятся реальные люди, когда-то жившие в древней Руси и завоевавшие
такой почёт, что люди стали слагать о них легенды. В центре
древнерусских сказаний находятся, конечно, герои – богатыри. Само слово
богатырь трактуется как полубог или наделенный силой бога.
Некоторые "исследователи" этимологии слова Бога-Тырь трактуют как слово из тюркского или монгольского языка. Но это не так! Синонимы слова "тырящий" - тянувший, тащащий, тащивший (ношу, груз и т.п.). Трактовку нужно искать в русском языке. И такое есть - Богатырь это стяжавший Божий дар. Илья Муромец стяжал дар непобедимого бойца смирением пред Волей Божией. Синонимы слова "стяжавший" - заслуживший, приобревший, получивший. А синонимом слова Богатырь вполне может быть "Богоносный", то есть: 1) Богом носимый или управляемый; 2) Бога носящий, с Богом внутренне и таинственно соединенный. (Полный церковнославянский словарь).
В результате традиционных народных
сочинительств, герои русского эпоса становились не просто героями,
воинами против захватчиков, но уже и борцами с нечистью. Нередко мы
встречаем произведения, где они борются с драконами, ведьмами и другими
существами, населяющими потусторонний мир. Богатыри играли большую роль в
жизни народа - они несли психологический подтекст о непобедимости Руси,
о том, что есть среди нас такие люди, которые всегда защитят свой народ
и от "печенега" и от "соловья разбойника", и от любой напасти, свалившейся
на головы славян. Итак, кто же были те богатыри, которые стали
символами старых времён? Сейчас мы это и рассмотрим! Святогор - богатырь
русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и
лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с
Ильей Муромцем . Святогор в эпосе является огромным великаном, "выше
леса стоячего"; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на
святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра
земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Однажды,
чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было
кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это
услышал Микула Селянинович (вар. - старцы) и бросил на землю сумочку,
которую Святогор тщетно пытается сдвинуть, сидя на коне, а затем, сойдя с
коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и
здесь, не одолев "тяги земной", заключавшейся в сумочке, кончает свою
жизнь. По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом
поле, находит богатырскую постель 10 сажен, шириной 6 сажен. Он засыпает
на ней на три дня. На 3 день с северной стороны послышался шум; конь
разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на
коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его
жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и
затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит
Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь
везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал
туда, убивает неверную жену, а с Ильей вступает в братство. На пути у
Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: "кому суждено в гробу
лежать, тот в него и ляжет". Гроб оказался велик для Ильи, а за
Святогором захлопнулась крышка и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав
часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с
каждым ударом гроб покрывается железным обручем. Третий эпизод -
женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула
посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о
будущем, он предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском
царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на
гноище, положил около нее 500 рублей, ударил ее в грудь мечом и уехал.
Девушка пробудилась; кора, покрывавшая ее, сошла; она превратилась в
красавицу и Святогор, услыхав о ее красоте, приехал и женился на ней.
После свадьбы Святогор увидел на ее груди шрам, узнал в чем дело и
понял, что от судьбы не уйдешь. Анализ этих трех сюжетов привел
исследователей к следующим заключениям: 1) Мотив о подымании сумочки -
общераспространенный в эпосе других народов и в сказаниях о других
богатырях: Анике, Колыване , Вольге , Самсоне. В югославской поэзии в
роли Святогора выступает королевич Марко; то же на Кавказе рассказывают о
нарте Сослане. Сумочка соответствует камню в былинах о Потоке , что
совпадает с средневековым рассказом о Александре Македонском, которому
жители райской страны дают в дань камешек; этот камешек, который нельзя
ни взвесить, ни измерить, обозначает в символическом толковании
еврейского мудреца человеческое око = зависть. Параллельным является
древнее северное сказание о споре Тора с великаном. 2) Параллели по
второму мотиву, о неверной жене Святогора, указываются в персидском
сборнике Tuti-Nameh, в сказках 1001 ночи, в индийских буддийских
сказках. Вероятно, это эпизод восточного происхождения. 3) К эпизоду о
гробе Святогора указывают параллели в сказаниях апокрифического
характера об Аароне и Моисее, несомненно, еврейского происхождения.
Сказания и повести о подобном гробе известны у малоруссов, кошубов,
итальянцев, цыган, мадьяр, в древнем Египте. 4) Эпизод о женитьбе
Святогора, известный в одной только побывальщине, восходит к народным
сказкам, опирающимся на средневековые повести о том, что "суда Божия не
минути" (сравни повесть в "Римских Деяниях" перевел в XVII веке на
русский язык). По своим подробностям - поездка к северному
колдуну-кузнецу - эта побывальщина напоминает эпизод "Калевалы".
Женитьба на девушке, лежащей на гноище, встречается в старой русской
повести о царевиче Фиргисе. Несмотря на массу параллелей, собранных для
освещения личности Святогора, она остается мало разъясненной. Прототип
русского Святогора-силача не может считаться найденным, хотя предложено
много гипотез: Вольнер сравнивает его с святым Христофором, по легенде
перенесшим Христа через воду; Жданов утверждает, с большей
вероятностью, что прототипом Святогора был библейский Самсон.
Веселовский полагает, наоборот, что на былинного Самсона-богатыря
перешли черты Святогора; в другом месте он же указывает на возможный
источник - "Александрию", где говорится "о великом муже, которого увидев
удивился Александр": он лежал на высокой горе 1000 шагов длиной и 200
шириной, что напоминает постель С. Халанский отмечает возможное влияние
кавказских сказаний о великанах и нартах и сходство осетинского Муккары
со Святогором. Вс. Миллер более доказательно обставил вопрос о влиянии
кавказских сказок на русские и на связь их между собой. Имя Святогора
можно считать за эпитет, создавшийся по его месту жительства - Святым
горам. См. Гильфердинг "Онежские былины"; Рыбников (I); Ор. Миллер
"Илья Муромец"; Wollner "Untersuchengen"; Халанский "Великорусские
былины киевского цикла"; Всеволод Миллер "Экскурсы"; Жданов "К истории
былевой поэзии"; Веселовский "Южнорусские былины" (IV); "Журнал
Министерства Народного Просвещения", 1888, май; Петров "Тр. Киевской
Духовной Академии", 1878, май; Machal "О bohatyrskem epose slovanskem"
(I). В. П.
Старшие богатыри.
К старшим богатырям Миллер причисляет только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; Бессонов прибавляет ещё Самсона,
Сухана и далее Полкана, Павла Прохоркина, Колывана Ивановича, Ивана
Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или
Малафея; некоторые присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича.
Как известно, Миллер смотрит на всех богатырей как на олицетворение
различных явлений природы: в старших богатырях он видит явления грозные,
враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе
Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие
богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека,
происходящие летом; калики перехожие — это бродячие тучи, проливающие
дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни —
старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие — оберегателями
людей.
В былинах первые являются существами сверхъестественными, оборотнями,
снабжёнными неимоверной силой, другие же имеют вполне человеческий
образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и
почти все живут во времена Владимира. Марте в старших богатырях видит
тоже древние славянские божества («Die russische Heldensage»). В былинах
совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление
мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов
и фантастические элементы, но фантастика былин иная, чем в сказках. Она
основана на народно-исторических представлениях.
Младшие богатыри.
Младшие богатыри в свою очередь делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович(с чем не согласен Халанский и отчасти Веселовский), Чурило Пленкович, Дюк Степанович и другие.
С указанным делением, как мы уже говорили, совершенно не согласен
Халанский, который делит богатырей на типы, относящиеся к эпохе
дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе
он причисляет Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко
второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича
и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича,
Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина,
сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, этот же автор
делит богатырей по областям, в которых они, по его мнению, были созданы
народом; так, к Киевской области он причисляет только самого Владимира,
Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана
Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича. В более древних устных преданиях упоминаются другие великаны-богатыри. АСИЛКИ
(осилки, велеты) — великаны-богатыри. Жили в древние времена; по
некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Возгордившись
своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены.
ВОЛОТЫ (велетни) — исполины непомерной величины и силы.
Из сказок древних видно, что, сверх силы, имели они еще дар
неуязвимости. Заметим впрочем, что древние славяне под именем Волотов
подразумевали римлян. Слава силы и могущества римского народа
представила воображению их в качестве великанов.
Простолюдины верят, что в былое время на земле жили люди-исполины и назывались они волоты, «я придет пора, когда станут они называться пыжиками, которые на столько же будут меньше нас, на сколько мы меньше волотов».
В Малороссии об этом говорят: «С течением времени люди все мельчают и когда-нибудь сравняются с мурашами: тогда-то и будет конец свету!»
|