И это не совсем фантазии. О похожих перспективах в то время упоминал
Д.С. Хардер (D.S. Harder), вице-президент компании Ford. Он намекал, что
в скором времени могут появиться автомобили, которые будут устойчивы к
загрязнению, а также будут обладать другими удивительными свойствами,
например сами смогут очищаться от пыли.
Почтальоны будущего должны быть оснащены реактивными ранцами.
Подобное устройство, как показало время, не только труднореализуемо, но
еще и совершенно непрактично. Немногочисленные экземпляры таких ранцев
были слишком шумными, требовали огромного количества топлива и к тому же
представляли реальную угрозу для «летуна», поскольку управлять ими было
очень сложно.
В будущем, по мнению художника, автомобиль станет главным способом
перемещения для обычного человека. Поэтому для удобства было бы
целесообразно построить что-то вроде магазинов для авто. Работают они,
примерно, по принципу «Макавто» — водитель подъезжает на специальную
стоянку и делает заказ продуктовых товаров, которые по ходу движения
вдоль «прилавков» загружаются покупателю в багажник. Скорее всего,
Arthur Radebaugh не подозревал, насколько бесперспективным будет
подобный проект в условиях поголовной автомобилизации. Достаточно всего
полутора десятков автомобилей, чтобы на такой точке продажи образовалась
пробка.
Что касается медицины, то тут Артур практически угадал. Если закрыть
глаза на технические подробности и оставить только суть предсказания, то
можно отметить, что художник практически предвидел в своем комиксе
лазерную терапию, благодаря которой стало возможно проводить очень
сложные операции без крови и осложнений.
Учебные заведения будущего должны быть переполнены желающими получить
знания. Вот тут художник проявляет оптимизм. По его мнению, а вернее,
согласно прогнозам ученых, чьи идеи он воплощал в рисунки, в будущем
будут активно использоваться дистанционные формы обучения. Давать
студентам задания и проверять их выполнение должны автоматизированные
системы.
Следующий концепт особенно интересен, поскольку он напрямую
затрагивает нас с вами. Художник высказывал предположение, что Аляска и
Россия будут соединены между собой прямой магистралью, которая пройдет
по туннелю по дну Берингова пролива. Очень жаль, что с тех пор идеи по поводу постройки такого туннеля так и не были воплощены в реальность.
Также художник предсказывал в своих рисунках транспорт, управляемый
роботами, больницы в космосе, вращающиеся здания. А еще он уверенно
заявлял о том, что в скором времени появится устройство, с помощью
которого можно будет записать любые телевизионные передачи, а затем
просмотреть их в удобное для себя время. Называется это чудо
«телевизионный магнитофон». В будущем читать книги можно будет прямо с
потолка, лежа на диване. Система проекторов будет выводить изображение с
помощью микрофильмов. Главное — не уснуть от такого удобства.
Мысли на холсте: города будущего в представлении предков.
В начале прошлого века многие производители сигарет, кондитерских
товаров и прочих вещей нередко вкладывали в упаковку открытку. Красочные
картинки могли просто рекламировать сам товар, а еще их собирали
коллекционеры. Так, например, один из производителей сигарет того
времени без лишней скромности заявлял, что и в 2500 году в городе
будущего (судя по всему, в Лондоне) будет стоять фабрика, производящая
именно эту марку табака.
В товарах, которые продавались в России, тоже можно было найти
подобные карточки. Например, в 1914 году кондитерское «Товарищество
Эйнемъ» (позже — фабрика «Красный Октябрь») выпустило партию конфет
«Москва в будущем». В коробки с конфетами были вложены особенные
открытки — с видами Москвы спустя 200 лет. Эти замечательные работы были
выполнены российским художником-баталистом Николаем Николаевичем
Каразиным. На оборотной стороне каждой открытки были комментарии.
И что же мы видим в этих открытках-предсказаниях? Москва-река теперь
перегружена торговыми судами. В воздухе бипланы и монопланы, у пристани
взлетает гидроплан, а товарный дирижабль с надписью «Эйнемъ» летит в
Тулу с запасом шоколада. Есть тут аэросани, кавалерия и полицейский с
саблей. Впрочем, кое-что из предсказанного все же сбылось: посмотрите,
например, на поезда метрополитена и дорожные пробки.
О том, как должен был выглядеть Нью-Йорк будущего, можно узнать,
например, из работ художника Ричарда Раммеля (Richard Rummel). В 1910
году он нарисовал футуристический город небоскребов; впоследствии эти
изображения использовались для дизайна открыток.
Американский политический журнал Harper's Weekly (A Journal of
Civilization) издавался в Нью-Йорке с 1857 года. В его штате значился
талантливый карикатурист с немецкими корнями Томас Наст. В его задачи
входило создание шаржей на политиков и всяческое высмеивание аппарата
власти. Что-то вроде таких рисунков.
Однако в творчестве этого карикатуриста есть интересный эпизод. В
1881 году он попытался изобразить, каким будет Нью-Йорк спустя много
лет. Художник XIX века тоже не сомневался, что расти этот город будет не
только вширь, но и вверх.
Франция 100 лет спустя: прогнозы художников.
Человек всегда мечтал покорить воздух. Это было едва ли не первым его
желанием, когда он осознал, что может своими руками делать прогресс. Он
постоянно пробовал, экспериментировал, терпел неудачи — и тем не менее
не терял оптимизма. Человек верил в то, что покорение воздушной стихии —
вопрос времени. И уж конечно, в будущем все будут летать. Это убеждение
очень хорошо прослеживается в работах французских
художников-карикатуристов конца девятнадцатого — начала двадцатого века.
Летают все. Пожарники в костюме Бэтмена тушат пожар, а неверная жена
отвлекает мужа, пока ее любовник, словно Карлсон с пропеллером на спине,
улетает в распахнутое окно.
Многие из футуристичных иллюстраций конца XIX века года принадлежат
художнику по имени Жан-Марк Коте (Jean-Marc Côté). Возможно, про
творчество этого человека никто бы никогда и не узнал, если бы Айзек
Азимов в 1985 году совершенно случайно не наткнулся на большой комплект
из 50 открыток с серией работ EN L’AN 2000 французского художника.
Знаменитый фантаст, не задумываясь, приобрел их, а спустя год
выпустил целую книгу Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year
2000. В ней Азимов анализирует каждый рисунок и рассуждает о том,
почему те или иные сюжеты могли прийти на ум человеку из другой эпохи.
У Азимова достаточно и своих предсказаний будущего, но когда
талантливый футуролог проводит собственное расследование артефактов
прошлого — это чертовски интересно.
Так, например, Жан-Марк на одной из своих работ показывает настоящий
бомбардировщик, а на другой — бронированные автомобили для сражений. На
открытках есть роботы с дистанционным управлением, субмарины и
много-много других самых разных идей.
Многие из сюжетов картин показаны в стихиях, ранее недоступных
человеку. Под водой люди играют в крокет, запряженный китом автобус
везет пассажиров по дну океана, а над водной гладью идут воздушные
баталии.
Взгляд на космос из прошлого.
Почти все футуристические прогнозы теперь выглядят наивно и вызывают
лишь удивление: как можно было даже просто подумать, что такое возможно?
У людей того времени не было багажа знаний, который есть у нас. Им
приходилось додумывать, импровизировать и мыслить теми образами, которые
их окружают. Быть может, поэтому созданное ими будущее часто было
похоже на их собственный мир, в котором люди носят те же прически и
цилиндры, а на самых сложных машинах все равно есть выхлопная труба.
Даже если за создание картин будущего брались очень основательно,
результат все равно был тот же. Например, в 1935 году советский зритель
увидел потрясающий для того времени фильм «Космический рейс». Это была
история о группе советских ученых, которые путешествуют на Луну. Чтобы
сделать этот фильм, проводились консультации с самим Константином
Эдуардовичем Циолковским.
Именно поэтому в фильме есть масса мелочей, на которые никто бы в то
время не обратил внимания. Например показана невесомость, которую
испытывают члены команды в космосе, а при прогулке по Луне
демонстрируется слабое притяжение. Но при этом сам ракетоплан больше
напоминает дирижабль — наиболее фантастическое летательное средство того
времени.
Вряд ли у кого-то есть сегодня сомнения по поводу того, что в скором
времени люди полетят на Марс. Как будут выглядеть их первые шаги на
Красной планете, скорее всего, мы увидим в режиме прямой трансляции.
Когда это произойдет, увиденное на экранах можно будет сравнить с
иллюстрацией Джорджа Бэкакса (George Bakacs), сделанной еще в 1964 году к
книге Rockets to Explore the Unknown («Ракеты исследуют
неизвестность»).
Дом, который давно поумнел: концепции дома будущего разного времени
Мысль о том, как бы сделать свой дом более умным, не покидает
человека долгие годы. Сейчас смарт-хаус, или, попросту говоря, умный дом
— это совсем не фантастика, а объективная реальность. Такой дом следит
за климатом, подбирает освещение, идентифицирует хозяина, а также
ежеминутно догадывается о тех или иных бытовых потребностях обитателей,
по возможности удовлетворяя их. Функциями умного дома можно управлять с
помощью голосовых команд, по Интернету. Одним словом, возможности умного
дома ограничены только фантазией его хозяина. Самые большие энтузиасты
уже нашли способ, как самостоятельно реализовать концепцию умного дома, и
постоянно делятся в интернет-сообществах и социальных сетях опытом
компьютеризации жилых помещений. Обустройство умных домов теперь
поставлено на поток. При наличии денег в умный дом можно превратить
любое жилье или даже приобрести недвижимость, уже напичканную нужной
электроникой «под ключ».
С каждым годом управление функциями умного дома реализуется проще и
удобнее. На данный момент для этой цели хватит мощностей обычного
смартфона или планшетного ПК. Но если вы думаете, что такие дома стали
возможны только с появлением компьютеров, вы сильно заблуждаетесь.
Еще в 1956 году на экраны вышла короткометражная лента Design for Dreaming.
Это был музыкальный проморолик автошоу General Motors Motorama. В
одном из эпизодов этого музыкального видео появляется «умная кухня
будущего», которая управляется сенсорными кнопками и оборудована цветным
дисплеем. Девушка берет небольшую карту с перфорацией и вставляет ее в
слот, после чего на дисплее показывается блюдо, которое должно быть
приготовлено.
Стоит отметить, что эта кухня — не совсем декорация. В 1957 году
действительно был такой проект от американского бренда Frigidaire,
который демонстрировался на выставке Paris Exhibition of Future. Эта
кухня была с индукционной плитой, инфракрасным грилем, моющей
ультразвуком машиной и еще массой полезных устройств, позволявших долго
хранить продукты и быстро их готовить. Более подробно об этой кухне
рассказывает чешский фельетон.
«Чудо-кухня» 50-x годов от Whirlpool.
Известная компания Whirlpool, выпускающая бытовую технику, тоже не
отставала от веяний времени. Ее инженеры сделали собственный вариант
кухни будущего, который назывался «Чудо-кухня» (Miracle Kitchen).
Проектируя эту умную кухню, инженеры пошли еще дальше. Если у Frigidaire
кухня состояла из выезжающих полок и автоматизированных приборов, то у
Whirlpool шкаф с посудой вообще сам ездил за хозяйкой, а после того как,
наполненный грязными тарелками, возвращался на место, он выполнял
функции посудомоечной машины.
А в 1959 году на американской выставке в Москве представители Whirlpool показали портативного робота-уборщика.
Monsanto: будущее — за пластиком.
В середине прошлого века многие бизнесмены были помешаны на идее
использования пластика. Вспомните хотя бы фильм «Выпускник» 1967 года с
Дастином Хоффманом в главной роли. В начале картины есть эпизод, в
котором один из гостей упорно пытается переубедить главного героя, что
за пластиком будущее.
Многим казалось, что пластмасса — это универсальный материал, который
в будущем будет использоваться повсеместно. Из пластика будет
производиться небьющаяся посуда, можно будет делать долговечную, легкую и
дешевую мебель, а самые смелые «прогнозисты» видели в пластике
превосходный материал для строительства домов. Чтобы убедить всех в
замечательных перспективах такого пластмассового жилья, американский
химический концерн Monsanto в 1957 году запустил аттракцион в
Диснейленде, который был назван «Дом будущего Monsanto».
Весь этот дом, а также его обстановка были выполнены из пластмассовых
материалов. Пластмасса использовалась везде — в облицовке, для мебели,
для организации звука и света и так далее. Всего было применено более
тридцати разных типов пластика.
Поначалу люди толпами приходили взглянуть на Монсанто, и большинство
посетителей действительно уходило с тайным желанием когда-нибудь
поселиться в таком доме. В действительности же производство умных домов
Монсанто было невозможно по причине слишком высокой стоимости. Да и
реальная прочность пластиковых материалов из которых был сделан этот
дом, вряд ли соответствовала той надежности, о которой говорилось в
рекламе.
Дом был выполнен в форме креста. В центре этого креста был большой
холл, а в крыльях располагались спальни, гостиная и столовая. Изначально
задумывалось, что весь этот дом будущего будет вращаться, поворачиваясь
к солнцу, но, когда посчитали, в какую сумму выльется эта «карусель»,
решили, что дом и без вращения выглядит солидно, — строители оставили
его стоять неподвижно на бетонном основании.
Дом не только отличался необычным дизайном, но и был напичкан разными
электронными чудесами. В нем, например, была умная кухня, а за
температурой внутри дома следила система управления климатом, охлаждая
или подогревая комнаты. Кроме этого, умный дом будущего был оснащен
увлажнителями и системой очистки воздуха.
Интерьер Монсанто напоминал трансформер — многие внутренние элементы
интерьера и обстановки то и дело меняли свое положение, подстраиваясь
под его обитателей. Так, например, на кухне выезжали скрытые полки с
продуктами, мебель выкатывалась и пряталась в специально предусмотренные
для этого места, а в ванной можно было менять положение раковины под
рост человека. Кстати, в ванной была электробритва и электрическая
зубная щетка. И уж совсем невероятное дело — в доме были предусмотрены
домофоны с дисплеями, на которых можно было увидеть, кто звонит в дверь.
Примерно к тому же времени относится интересный концепт видеофона из
рекламы Western Electric. Действительно, некоторые предсказания лежат на
поверхности, и увидеть их — не такая уж сложная задача. И когда человек
привык к телефонной связи, он тут же предположил, что в будущем
появится аналогичная связь с визуальным сопровождением.
Футуро: летающая тарелка, в которой можно жить.
Помимо пластикового дома в Диснейленде, в середине двадцатого века
была еще одна попытка доказать, что у домов из пластмассы есть будущее.
Этот проект, получивший название Futuro, был придуман в конце
шестидесятых в Финляндии человеком по имени Матти Суоррен (Matti
Suorren).
Нужно сказать, что Футуро ждала лучшая судьба чем проект концерна
Монсанто. Изначально строение задумывалось как компактный и удобный
лыжный домик, который можно было бы использовать для переодевания и
временных перерывов между катанием на лыжах. Его стены были
действительно сделаны из пластика, но не обычного, а усиленного
стекловолоконным слоем, обеспечивающим улучшенную теплоизоляцию. Дом
можно было строить в любом климате и любых условиях за рекордно короткие
сроки. Но самым удивительным был дизайн домика.
Округлые очертания стен, овальные иллюминаторы и металлическая
основа, на которой размещался дом, а также выдвижной трап, с помощью
которого можно было подниматься вовнутрь, — все это придавало строению
«инопланетный» вид. Люди неоднозначно отнеслись к подобному дизайну. С
одной стороны, он был очень оригинальным, но, с другой стороны, многие
провинциальные жители были категорически против возведения мобильных
домов. Они казались им не только чужими и нелепыми, но еще и наносящими
вред экологии.
И все же потихоньку эти домики продавались. Домики Футуро были даже
закуплены советским олимпийским комитетом для размещения иностранных
гостей, прибывших на Олимпиаду.
Но все перспективы постройки домов из пластика разбились о кризис,
связанный с резким подорожанием нефти в 1978 году. Производство
материала для строительства стало слишком дорогим удовольствием.
Первый дом будущего с электричеством.
Буквально в каждом номере Popular Mechanics Magazine первой половины
20 века можно было прочитать, что будущее любой области зависит от
электричества. Развитие авиации, автомобилестроение, кораблестроение и
многие другие сферы будут эволюционировать под влиянием открытий в
электротехнике. В 1939 году на страницах этого издания появилась статья
про дом будущего.
И конечно же, главным тезисом этой статьи стало то, что дом будущего
весь электрифицирован. В таком доме везде есть свет, его много, очень
много, и он может быть разного цвета — под настроение жильцов. Свет
получается благодаря последней новинке — особым высокоэффективным
энергосберегающим лампам, способным давать дневной яркий свет (сколько
лет прошло, а ничего не меняется, правда?). В этом доме также есть
неслыханное чудо — электроподогрев стен!
На одной из иллюстраций демонстрируется совершенно новый способ
приготовления пищи — с помощью волн высокой частоты. К сожалению,
человек на снимке не осознает, какой глупой опасности он себя
подвергает, разогревая бутерброд прямо в руке.
Первым же прообразом современного музыкального кинотеатра можно
считать концепт начала 1940-х годов от промышленного дизайнера из США
Сэмюэля Маркса (Samuel Marx). Он нарисовал устройство, которое назвал
«Радио будущего». В нем есть не только радио, но и проигрыватель
виниловых пластинок, а также встроенный телевизор.
Одежда третьего тысячелетия: легким движением руки брюки превращаются…
Довольно странно, но в одежде человек оказался довольно
консервативным. Несмотря на создание большого количества синтетических
материалов, мы по-прежнему тяготеем к «настоящей» одежде, которая дышит,
не натирает и сделана из природных материалов — хлопка, шелка и так
далее.
Но в 1939 году казалось, что с приходом нового тысячелетия человек
должен кардинально сменить гардероб. И уж конечно «одежда будущего»
будет так или иначе связана с электричеством. Просмотрев киножурнал
Pathetone weekly: The spice of variety, будьте готовы к потрясениям.
Судя по тому, что нам демонстрируют кадры столетней давности, дамы в
«далеком двухтысячном» одеты в алюминий и носят в голове лампочку,
которая загадочным образом сигнализирует о честности их спутников. Кроме
того, у женщин в будущем есть электрический пояс, который помогает телу
адаптироваться к климатическим изменениям.
Даже для нас, переживших Миллениум, такой показ мод кажется смешным, а
в 1939 году эти одежды казались еще более забавными. Демонстрируя одно
из платьев, ведущий за кадром не может удержаться от шутливого
комментария: «Одно из платьев будущего сделано из прозрачной сети.
Наверное, для того, чтобы ловить ею мужчин».
Одежда для мужчин из двухтысячного года, по мнению американских
дизайнеров тридцатых годов, должна быть с массой отделений — для монет,
радио, для ключей и еще бог знает для каких целей. На пленке тридцатых
годов показан мужчина, в одежду которого включено отделение для
телефонной трубки. Его носки одноразовые, а костюм лишен пуговиц и
галстука.
Можно сказать, почти угадали — карманы для телефонов сегодня есть
почти в любой одежде. Правда, сами телефоны с тех пор, как снималась эта
хроника, сильно изменились, да и металлические головные уборы как-то не
прижились.
Этот ролик предшествовал открытию выставки New York World's Fair и
был выпущен одновременно с очередным номером журнала мод Vanity Fair
(февраль 1939-го), в котором дизайнеры делали прогнозы относительно моды
будущего.
Автомобилестроение: прогнозы понарошку....
Если делать ставку на прогнозы будущего, игры с предсказаниями могут
закончиться банкротством. Именно поэтому многие автомобильные гиганты не
спешили, да и сейчас и не спешат делать революционно новый дизайн. Но
как же тогда держать марку и стимулировать интерес покупателей к своей
продукции? Ответ прост — концептуальные автомобили.
Многие производители автотранспорта держали в своем «автопарке»
несколько эксклюзивных моделей авто, которые должны поражать воображение
любителей быстрой езды необычным дизайном и возможностями.
Эти автомобили выставлялись в салонах, демонстрировались на автомобильных выставках и
фиугрировали в рекламных роликах. На самом же деле многие из
представленных «суперкаров» прошлого века были бутафорией. Большинство
из них не просто не соответствовали заявленным характеристикам, но и
даже не могли сдвинуться с места из-за отсутствия... двигателя.
Такие авто создавались с целью вызвать восхищение у публики и служили
рабочим материалом для экспериментов с формой и функциональностью. В
производство подобные машины не шли по многим причинам, главная из
которых — неоправданно высокая стоимость.
Если ознакомиться с концептуальными машинами прошлого подробнее,
можно получить представление о том, что думали про автомобили будущего
на заре автомобилестроения. Технические возможности середины прошлого
века накладывали определенные ограничения на проектируемые авто. И тем
не менее необычных моделей «автомобилей будущего» было очень и очень
много. Эту тему мы надеемся рассмотреть подробнее как-нибудь в одной из
будущих статей, а пока же хотим показать вам несколько разработок,
которые опередили свое время.
Во многом автомобили будущего должны были напоминать нечто неземное,
эдакий летательный аппарат. Поэтому дизайнеры прошлого века умышленно
придавали сходство с ним, добавляя характерные элементы к облику
концептуального авто.
Серебристая краска, схожие датчики на приборной панели, имитация
воздухозаборников и выхлопных труб на самолетах, всевозможные крылья —
все это говорит о том, что автомобили будущего так или иначе должны были
быть «космическими» или, на худой конец, «самолетными».
Электронная начинка концептуальных автомобилей тоже была на высоте. В
модели Ford X100, выпущенной в 1953 году к пятидесятилетию бренда,
имелся телефон (непонятно только, как им можно было пользоваться). В
сидения была встроена система подогрева, а еще к машине прилагалась
электробритва, чтобы можно было бриться в пути.
Еще более потрясающим были «гаджеты», которыми комплектовался другой
концептуальный автомобиль — Buick Centurion, производившийся в 1956
году. В этом автомобиле использовалась прозрачная крыша и не было зеркал
заднего вида. Их роль играл телевизионный экран, вмонтированный в
приборную панель. На него передавалось изображение с камеры,
установленной в задней части автомобиля. Это более чем невероятно для
пятидесятых, ведь и по сей день подобное диковинное оснащение — большая
редкость.
А вот бензобака в машине не было как такового — автомобиль был
предназначен только для демонстрации на автошоу. Заглянет человек под
капот, увидит восьмицилиндровый двигатель объемом 5 литров, рассмотрит
футуристическое радио и телевизор в салоне, поцокает языком да и уйдет, в
полной уверенности, что машина на ходу.
ГАЗ — советские автомобили будущего.
А что же насчет отечественных производителей легкового транспорта?
Конечно, по целому ряду причин наш автопром не мог тягаться по
эффектности и зрелищности концептуальных машин с западными коллегами.
Практически весь популярный автопарк выпускаемых в СССР моделей был
калькой с продукции западных фирм. Не было у нас ярких автошоу, а
немногочисленная реклама товаров очень отличалась от того, что было в
других странах. Редкие экспериментальные проекты были связаны с
оборонной промышленностью, и о них мало кто знал. Зато если наши
конструкторы уж брались за дело, то их автомобили не были бутафорией без
бензобака — они ездили, да еще как.
К счастью, в архивах сохранилась информация о некоторых попытках
наших конструкторов сделать что-то из ряда вон выходящее. Одним из таких
проектов являлся автомобиль на воздушной подушке ГАЗ-16,
разрабатываемый под руководством конструктора Алексея Андреевича
Смолина, имевшего опыт в проектировании летательных средств.
Сделанная в начале шестидесятых, эта модель и сегодня поражает своими
футуристичными формами. Эта машина могла ехать как по твердому грунту,
используя управляемое гидравликой четырехколесное шасси с подвеской.
|