Разумность Вселенной.
Наступит ли такой момент, когда человечество осознает полностью, окончательно и безвозвратно, факт разумности Вселенной?
Какими будут возможные мировоззренческие последствия осознания человечеством разумности Вселенной?
Какой вопрос более актуален - сушествует ли внеземной разум или разумна ли сама Вселенная?
Разум - феномен локального масштаба, проявление случайных локальных
флуктуаций, с ограниченным временем жизни? Или его наличие предусмотрено
законами Вселенной и он имеет свое вполне конкретное предназначение и
роль в жизни, в эволюции Вселенной?
Сила разума - какими единицами можно ее измерить?
Для оценки важности роли разума попробуем оглядеться вокруг, констатируя факты, известные практически каждому.
Сегодня человечество в состоянии выполнить вполне необычную задачу с
точки зрения фундаментальных законов физики. Какую именно? Оно может
разрушить планету Земля путем направленного взрыва уже созданных ядерных
боеголовок.
В чем необычность задачи с точки зрения законов фундаментальной физики?
В том, что если представить себя в роли наблюдателя, который, находясь
на большом расстоянии от Земли, следит за движением планет в Солнечной
системе, то внезапный взрыв одной из планет может стать причиной вполне
естественного удивления.
Если таким наблюдателем будет ученый, владеющий теми знаниями,
которыми обладает современная физика, он вряд ли сможет найти закон,
который смог бы спрогнозировать существование в Солнечной Системе такой
потенциальной возможности, а также спрогнозировать время такого взрыва.
Для наглядности рассмотрим несколько аналогичных примеров.
Человечество может не только взорвать Землю, но и поменять его
траекторию, с помощью направленного взрыва части накопленного ядерного
потенциала. Соответственно, представим себе картину, которую может
видеть наблюдатель, следящий за происходящим в Солнечной системе.
Он увидит следующее.
В течение какого-то периода времени Солнечная система жила и проявляла
динамику движения в полном соответствии с определенными законами
физики. Но в какой-то момент времени одна из планет внезапно изменила
свою траекторию. При этом не произошло никаких внешних воздействий на
нее - столкновений или изменений окружающих гравитационных, магнитных
полей, которые могли бы стать причиной для такого изменения. Если же
данная планета, по воле ее жителей, будет менять свою траекторию
произвольным образом хотя бы раз в тысячу лет, то наш внешний
наблюдатель почувствует вполне серьезный дискомфорт, пытаясь найти
объяснение такому удивительному поведению одной из планет Солнечной
Системы.
Ему не позавидуешь, потому что если он останется в рамках известных
нам сегодня законов физики, он никаким образом не сможет объяснить, что
происходит в Солнечной Системе, почему законы гравитации так четко
действуют в отношении всех планет, кроме одной?
Что если человечество, через тысячу, две тысячи или десять
тысяч лет решит, что необходимо периодически менять траектории всех
планет для достижения каких-то конкретных целей, которые покажутся ему
интересными?
Что тогда подумает наш наблюдатель?
Вполне допускаю, что шок, пережитый им, будет аналогичен
тому, который испытали бы мы, если бы бросили вниз большой камень с
балкона 25-го этажа, и, наблюдая за его падением, вдруг увидели бы, что
он, не долетая до уровня пятого этажа, вдруг меняет свою траекторию, и
начинает двигаться влево, потом вправо, потом вверх, выше и выше, чтобы
совсем исчезнуть из виду, словно птичка с невидимыми крыльями.
Такое хулиганство со стороны этого уникального камня разрушит все основы нашего представления о гравитации. По
существующим представлениям о мире и в соответствии с существующими
законами физики, в Солнечной системе никогда не должно происходить того,
что человечество в состоянии совершить уже сегодня.
Поэтому придется менять наши представления и признать, что в наших
знаниях о Вселенной отсутствуют некоторые важные компоненты, отвечающие
за появление и наличие такого явления, как разум, со своей потенциальной
способностью влиять на события в пространстве произвольным образом.
Чтобы развить данный тезис, продолжим наше виртуальное путешествие для
оценки масштабов разума, как явления, предполагая, что чем шире его
масштабы, тем легче принять факт необходимости поиска фундаментального
закона, объясняющего его наличие.
Предположим, наш наблюдатель, обладая более совершенными средствами,
чем мы сегодня, обнаружил какой-то громадный астероид - кусок
галактической темной массы, осколок некой взорвавшейся звезды,
траектория которого проходит через нашу Солнечную систему. Он с
облегчением констатирует, что всего лишь через 150 000 лет этот
громадный кусок вселенского мусора столкнется с Солнечной системой,
взорвет солнце и все планеты, и прекратит хулиганство со стороны
какой-то безумной планетной системы, которая отказывается от выполнения
своих прямых гравитационных обязанностей!
Но каково будет его удивление, если вдруг, через 50 000 лет после
появления такой утешительной надежды, объект (астероид), летящий в
сторону Солнечной Системы для выполнения такой важной, поучительной и
справедливой миссии, поменяет свою траекторию и полетит перпендикулярно
плоскости галактики, куда-то в сторону межгалактического пространства,
унося с собой все надежды о восстановлении справедливости и привычной
картины мира? А что может быть более несправедливым, чем необходимость
отказаться от привычной картины мира?
Именно поэтому наш наблюдатель почувствует очень существенное
разочарование и вполне возможно, наконец-то будет вынужден окончательно
признаться в том, что в его знаниях имеются большие пробелы. И это будет
для него началом, за которым последует движение в сторону более
адекватных представлений о Вселенной и ее законах, которые управляют
жизнью, а также о том, какова роль разума и его предназначения, и,
наконец, каковы причины его появления.
Теперь попробуем сравнить разум с другими явлениями, чтобы получить
дополнительные критерии для оценки его важности и масштабов.
Мы уже сейчас можем вмешаться в дела гравитации, изменить то влияние,
которое она оказывает на некий участок пространства, пока что не такой
уж большой в масштабах Вселенной и даже в масштабах нашей галактики.
Предположим, что человечество окажется достаточно умным, чтобы не
уничтожить самое себя, а окружающий нас космос – достаточно добрым,
чтобы не разрушить Солнечную систему каким-то внешним вторжением, и в
результате мы просуществуем, как сообщество разумных существ, еще
несколько миллионов лет. Разве не логично, что в течение этого времени
мы расширим свои возможности влияния на окружающее пространство, как
минимум построим некий щит, контролирующий движение разнообразных
объектов, которые могут нанести ущерб нашей Солнечной системе и будем
менять их траекторию на большом расстоянии, исключая любой риск
разрушения установившейся стабильности, если она будет нас устраивать?
Вместе с тем, у нас будет возможность и для совершения иных действий.
Например, мы можем при желании перенаправить какой-то громадный
астероид, летящий в межгалактическом пространстве, в другую сторону, в
направлении какой-то иной звездной или планетной системы, вмешиваясь в
ситуацию, меняя состояние участков Галактики, находящихся на очень
большом расстоянии от нас. Постепенно мы можем увеличить хаос или,
напротив, противостоять его увеличению в более и более масштабных
пространственных участках нашей Галактики.
Получится, что обнаруженные уже сегодня возможности влияния на
траекторию планеты Земля являются только первыми признаками
возможностей человеческого разума, нацеленными на вмешательство в
ситуацию во всей Галактике, изменение траекторий звезд, планет,
обеспечивая те или иные участки Галактики стабильностью, равновесием или
взрывной динамикой, разрушительными событиями растущих масштабов,
цепных реакций, нарушенных равновесий локальных гравитационных систем.
Таким образом, мы вполне вправе предположить, что разум, как явление, отнюдь не менее глобальное и масштабное, чем гравитация. И это позволяет придать разуму совсем иной статус, отличный от принятого сегодня. Явление,
масштабы которого во Вселенной сравнимы с масштабами Гравитации, вполне
заслуженно может называться общевселенским фундаментальным явлением и
оно может быть следствием проявления таких же масштабных, общевселенских
фундаментальных законов. Ведь было бы глупо заниматься таким
поиском только после того, как нам удалось бы изменить траекторию всей
нашей Галактики. А ведь невозможно с уверенностью утверждать, что у
человечества не появится такая возможность когда-то в будущем?
Продолжим размышления о масштабах разума. И теперь рассмотрим другой
аспект оценки его масштабов – насколько разум, как явление,
распространен во Вселенной, во времени и пространстве?
Предположим, что разумные существа в данный конкретный момент существуют только на Земле и больше нигде во всей Вселенной.
Получится, что некое универсальное свойство Вселенной, имеющее
такое же значение, как гравитация, по непонятным причинам локализовано в
одной маленькой точке, что создает полное и необъяснимое преимущество
данной точки по отношению ко всему остальному пространству Вселенной.
Вправе ли мы предположить, что такое невозможно?
Ведь иначе нам пришлось бы признать, что и гравитация, и
электромагнетизм, и практически любые иные явления, известные нам, могут
где-то проявиться, а в каких-то других участках вселенной – не
проявиться. Скажем, гравитация в нашей галактике существует, а в
каких-то других галактиках – нет. Там звезды не притягивают друг друга, а
отталкивают или совсем не чувствуют наличие друг друга, оставаясь
безразличными.
Такое невозможно представить и такое выделение нашей Солнечной системы
с точки зрения наличия разума выглядит довольно смешным.
Соответственно, разум должен существовать во многих других участках
Вселенной.
Возникает вопрос – количество таких участков ограничено или бесконечно?
Давайте проверим это, опираясь на логику и на принципы, на основании которых построено все наше научное мировоззрение.
Если бы разум существовал в ограниченном количестве галактик, неважно,
каким бы большим не было это количество, мы могли бы начертить сферу,
которая содержит все галактики, в которых имеется разум.
Тогда данная сфера получила бы такое же неоправданное и несправедливое
преимущество по сравнению со всей остальной Вселенной, точно такое же
преимущество, какое получили бы мы, если бы считали только себя
разумными во всей Вселенной.
Но наши наблюдения не позволяют допущение такой несправедливости во Вселенной.
Фундаментальные явления должны быть в наличии в любых ее уголках, без каких-либо ограничений в пространстве.
Соответственно, мы можем с облегчением сделать следующий вывод –
какого бы размера не была бы наша вообразимая сфера, выделяющая границы
части вселенной, всегда будут бесконечное количество мест, находящихся
за рамками этой сферы и содержащих разумные существа.
Соответственно, количество разумных существ во Вселенной бесконечно.
Теперь рассмотрим, как обстоят дела с временным аспектом распространения разума.
Ведь вполне логичен вопрос – когда же появился разум во Вселенной?
Сколько он еще протянет и когда исчезнет, испарится в небытии?
Предположим, что разум появился в процессе эволюции Вселенной в один
конкретный момент, в одном конкретном месте. А до этого нигде во
Вселенной не было ни одного разумного существа.
Далее, продолжая логику такого предположения, будем вынуждены
признать, что в любой момент времени количество разумных существ будет
ограниченным и будет замкнуто в пространственном участке, например в
сфере, которая вмещает в себя все существующие в этот момент разумные
существа, независимо от того, с какой бы высокой скоростью не
распространялся разум.
Соответственно приходим к той же самой картине, которую приняли чуть ранее. Предположение
о том, что разум возник когда-то в каком-то месте, приводит к выводу,
что всегда существует только локальное пространство, ограниченная часть
Вселенной, которая обладает разумом, а вся остальная вселенная напрочь
лишена этой привилегии!
Это несправедливое лишение большой Вселенной такого существенного
свойства, как наличие разумных существ, кажется недопустимым и не
соответствующим принципам равноправия всех участков Вселенной.
Потому мы склонны принять иной вариант, и признаться, что разум
никогда не возникал, а всегда, в любой момент времени, присутствовал в
неограниченном количестве участков Вселенной, и что какую бы точку
времени мы не рассматривали бы, до этого момента - количество разумных
существ было бесконечным.
Соответственно напрашивается вывод: Вселенная разумна и была разумной всегда.
Естественно предположить, что она останется разумной и в будущем, как
бы далеко мы не пытались заглянуть. Разве только если она не захочет
отказаться добровольно от собственной разумности. Но такую глупость вряд
ли стоит рассматривать всерьез.
Одним из возможных аспектов, претендующих на главный с точки
зрения поиска предназначения разума во Вселенной, может стать аспект его
влияния на порядок, упорядоченность различных участков Вселенной.
(Отрывок из "Размышления о разумности Вселенной", Григорий Тигал).