Славянский эпос - реальность или миф?
Когда улетали волшебные сны в неизвестность,
И небо светлело, и было легко, но тревожно,
В душе оставалась и тихая нега и нежность.
И осень кружилась ….
Без серьёзного отношения к древнему славянскому знанию невозможно разобраться ни с вопросами, касающимися Мироздания и возникновения жизни в нашей Вселенной, ни с вопросами прошлого современного человечества и, в частности, прошлого славян и ариев, а также времени возникновения тех или иных культур и их гибели. Без серьёзного отношения к древнему славянскому знанию всё прошлое Земли либо обретает фантастико-мистифицированную (религиозную) картину, либо примитивно-материалистическое представление. При этом исчезает реальная картина Бытия, а остаются иллюзорные картины, созданные заинтересованными людьми, обслуживающими современные властные структуры. Полностью исчезает возможность верного прогнозирования развития человечества. В результате оно становится заложником действия тайных и явных сил, преследующих злонамеренные цели. Эти цели сейчас реализуются прежде всего в ущерб славянским народам. Миропонимание славян охватывает не только организацию их жизни, но также знания о Мироздании, солнечной системе Ярилы-Солнца, о Человеке и его прошлом, о взаимодействии его с Землёй, о влиянии вселенско-галактических процессов на развитие Человека и Человечества и т.д. По некоторым позициям миропонимание славян опережает знание, которое имеется в распоряжении современной науки.
Славянское мировоззрение очень хорошо отражено в славянских сказках. В них отображается не только общая картина мира, но и конкретизированы мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, миропонимание. Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в
качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия.
Я хочу поговорить не о книге славянских сказок, отдельных мифов, такие книги появятся значительно раньше, не о славянском фэнтези, а о книге, которая станет национальным достоянием для тех, в чьих жилах течет славянская кровь, и для тех, кому по каким-то причинам близок и дорог наш народ, наши сказки, предания, мифы, заброшенные и забытые…
Ведь и фантастические идеи часто воплощаются в реальность. А что мы имеем сегодня с Вами? Издательство, которое работает в этом направлении, и в планах его славянские мифы и сказки современных писателей для детей – чем плохо для начала нашего эпоса? Ведь и в это не так просто было поверить еще год назад. Но поговорку глаза боятся, а руки делают, никто не отменял.
У нас есть замечательные сказочники, и немного обидно, что «Книга мастеров», как бы к ней не относились, это не совсем наше творение.
Но не стыдно ли всем нам сидеть, сложа руки, когда там, в Америке, они пытаются делать то, что должны давным давно для себя сотворить мы сами.
Можете говорить о том, как это скверно сотворено, чего они не понимают, что сделали не так и не то. Но они сделали большой фильм, с явными удачными моментами, легко, объемно, часто весело, используя при этом многие наши образы, мифы, мотивы. Они бросили нам вызов, как и всегда это делают с русской классикой. И чем нам сегодня ( я о литературных творениях) ответить на этот вызов.
Если вы считаете, что все не то, так сделайте лучше, всего лишь такая малость. По-другому что-то кому-то доказывать смешно, только делом.
У меня на книжной полке 25 книг серии «Викинги», выпущенной нашим издательством «Терра» - там и древние мифы, и современная их обработка, и на основе их достаточно серьезные, эпические повествования и наших и скандинавских авторов, кстати, есть очень неплохой роман и о том самом князе Владимире Красно Солнышко, и о Владимире Мономахе - они и наш эпос задевают. Маленькая страна, которая с трепетом относится к своему прошлому, и все время выходят даже у нас такие книги, они стали настоящим открытием этого мира для меня лично.
Что у нас есть для славянского эпоса?
Есть уникальные сказки, былины, отрывки мифов, есть эпические образы: Лада, Баба Яга, Кащей Бессмертный, Соловей Разбойник, кот Баюн, Лешие, Домовые, Водяные , Кикиморы, Велес, Перун, Ний, богатыри – они так неповторимы и колоритны, что привлекают внимание во всем мире. Но найдите хоть одну полноценную сказку о коте Баюне, даже о Кащее и Бабе-Яге? И снова, что имеем, не храним, нам человек паук и Дракула дороже?
В конце концов, у нас есть уникальные строчки известные каждому с детства:
У Лукоморья дуб зеленый…
И вместе с ними и само Лукоморье, которое нам смог подарить великий поэт.
Нам значительно легче творить, когда рядом нет осторожного учителя В.Жуковского, так и не рискнувшего написать свою часть эпоса и не позволившего это сделать своему ученику.
Но ему удалось написать «Руслана и Людмилу», великолепную поэму - сказку, к великому сожалению, не ставшую славянским эпосом, что вовсе не умоляет всех ее достоинств.
А не стоит ли это вступление к поэме взять за точку отсчета, ведь там уже намечены и основные персонажи, и место действия, и сюжетные линии, которые могут корректироваться современным автором.
Но если сотни поэтов в свое время сочиняли гимн России, то почему бы нам с вами не попробовать, не замахнуться на большее, ведь кто-то должен это сделать. Страшно? Но это не значит, что невозможно.
Лукоморье – гимн и сказание о древней Руси, которая живет в душе каждого человека, связанного со славянским миром.
Конечно, можно просто сидеть и ждать 2012 года, а вдруг да сбудутся пророчества, да и произойдет тот самый конец света.
Но мне иногда кажется, что его не случится, если мы сможем сотворить что-то большое и важное.
Слово материально, сбывается и худшее и лучшее из того, что мы озвучиваем.
Но можно ли истребить народ, творящий свой эпос?
Вот и подумалось вдруг , а не начать ли и нам искать нечто глобальное и важное, что может стать оправданием для нашего существования? Память – удивительная вещь, она вдруг выдает такие сюжеты, такие творения, о которых вчера еще и не подозревал даже.
Правда, если верить ученым, то в древности у нас, как и в остальном мире речь была ритмизирована, и скорее похожа на поэтическую, это самое трудное, потому что без этого не обойтись – поэтические отрывки сказаний просто необходимы наряду с прозаическими.
Не буду лукавить, у меня вариант такого эпоса есть, по крайней мере, черновой вариант около 12 а.л., где поэтические отрывки соседствуют с прозаическими сказками, легендами, преданиями, мифами.
Главные события разворачиваются в заповедном лесу – том самом Лукоморье славянского мира и подземном Пекле.
Когда летом все это писалось, я совершенно не понимала, что это такое, какой жанр, откуда это вообще берется, почему вместо романа о тайнах наслаждения появляется совсем другое и не отпускает. А тут еще дядя – критик с сайта верещал о том, что мы и классики не имеем права касаться, писать надо исключительно детективы, что собственно и разозлило и рассмешило еще больше – так до эпоса и дошла, его титаническими стараниями. Такие критиканы всегда на многое нас толкают, и кто вам сказал, что обязательно не получится и больше. Оставим им детективы и рассказики про то, как хотел, да не смог, пусть тешатся, лишь бы не мешали.
А если мы получим 5-6 вариантов Славянского эпоса и сможем выбрать достойный и явить его миру, а может быть и все варианты попытаться напечатать – ведь это же будет замечательно.
По-моему твердому убеждению эпос может появиться и в 21 веке, не случайно мы с таким рвением восстанавливают разрушенные храмы.
А ведь нам с вами не потребуется столько миллионов и столько рабочих рук на то, чтобы храм древнего славянства, пусть в несколько ином виде, но появился у нас снова.
Конечно, это будет несколько иной храм, но он будет.
Лично мне немного обидно, когда все наши герои, замечательные и уникальные становятся персонажами для каких –то веселых повествований про Иванушку Дурочка и Ивана Царевича. Эти вещи тоже имеют право быть – умение смеяться над собой и своей дуростью – это сильная сторона личности, нации, но это только одна сторона, вещи поэтически, изящные, серьезные нам тоже очень нужны.
Вот отрывок из интервью с писателем В.Орловым, автором «Альтиста Данилова» и «Аптекаря» .
"А можно было по вашим студентам, по тем текстам, которые они приносили на творческий конкурс, понять, что тогда в головах происходило?
На первые два курса люди приходили еще с тем пониманием писательского дела и значения писателя, с которым жили мы в доперестроечные времена. То есть мы еще сходились в оценке тех или иных писателей второй половины XX столетия — Трифонова, к примеру. Мы хотя и были разного возраста, но как бы из одной среды. И тогда еще можно было где-то публиковаться, в той же «Юности». Следующий курс после вас уже пришел, когда интерес к писательскому труду был потерян, то есть не к труду, а к оплате писательского труда. Но все-таки люди шли с каким-то интересом. С ними еще тоже были у нас какие-то общие знакомые в литературе, хотя они уже более циничны. Что касается вот этого, последнего, выпуска, то тут уже над нами министерство висело с новыми проектами — бакалавры там и прочее. Решили: сколько поступает, столько и брать. Двадцать четыре человека ко мне поступили. Но я сразу понял, что мы из разных веков. Я для них — все равно что какой-то Писемский или там Помяловский. Ничего они не читали, меня вообще не знают, да им и безразлично все. Большинство работают в рекламных агентствах, прилично зарабатывают, и у них такое представление было, что с дипломом Литинститута им просто будет легче карьеру делать. Один пришел с большим количеством книг под Лукьяненко. Я сказал: ежели вы будете учиться, то вам надо забыть и про свои книги, и про Лукьяненко, а писать совершенно не так, как эта вся халтура, — он быстро отпал. В общем, из двадцати четырех осталось сейчас двенадцать. Так вот, они никого не знали — ни Казакова, ни Трифонова. Литература 20–30;х годов — они вообще не слыхали, что это такое. Одна только девица оказалась нормальная. Но она на год пропала, а потом прислала мне «Исповедь наркоманки» — она, видимо, сильно в это дело влезла. И жуткая скука на занятиях. Вот у вас все время споры были. А эти сидят, готовятся к экзамену, чего-то читают
Наших детей и учителей правильно обвиняют в одурманивании, в низком уровне образования, но не должны ли мы с вами что-то сделать, чтобы как-то повлиять на ситуацию в меру сил и возможностей, особенно если учесть, что мы еще из того времени, о котором с такой грустью вспоминает писатель, образование получали тогда, как выясняется, не такое уж и плохое, хотя тоже упреков будет не мало".
Ведь и книги типа «Волкодава» М.Семеновой и повествований Н.Перунова в пору нашей юности было не реально прочитать. Мы пережили бум фэнтези, так не пора ли перейти к каким-то более глобальным вещам, конечно, написанным современным языком, для современных людей.
К сожалению, даже прекрасно написанную книгу А.Н. Афанасьева «Поэтическое воззрение славян», изданную несколько раз, в отличие от и трудов его коллег по изучению этой темы, все равно надо адаптировать для современного читателя. Он может к ней обратиться, но после чего-то более доступного и простого, чего как раз я лично и не вижу в нашей литературе пока.
Наши предки были уверены, что волхвы, хранители древних тайных знаний, обречены возвращаться на землю, передохнув немного в своем Ирии.
Они хранят и несут нам мудрость, не потому ли А.С.Пушкин написал о них:
"Волхвы не бояться могучих владык,
И княжеский дар им не нужен…."
Он попытался в очередной раз вернуть нас волхва и в очень зашифрованном образе чародея из «Руслана и Людмилы», который, кстати, и оживляет нашего героя при помощи мертвой и живой воды, если помните, и позднее, в балладе «Песнь о Вещем Олеге», просто нарисовал его образ яркий и объемный. Не это ли главное завещание поэта потомкам – не забывать кто мы и откуда пришли, кто стоит за нашей спиной.
Остается надеяться на то, что они есть и среди нас.
Может быть, серию книг славянского эпоса и стоит назвать «Книги Волхвов» - это и будет тот самый храм, который мы еще можем сотворить.
Так быть или не быть славянскому эпосу в 21 веке???
Когда улетали волшебные сны в неизвестность,
И небо светлело, и было легко, но тревожно,
В душе оставалась и тихая нега и нежность.
И осень кружилась, и было понять невозможно,
Какие там знаки нам Пряхи еще посылали.
Кто узел развяжет, так ловко затянутый Ладой?
Но птицы и листья летали еще и летали.
И яблок волшебных знакома была нам услада.
Яга чаровала снега, Берегини кружили,
И первая вьюга покоя уже не давала.
Скажи мне, мой ангел, в каком мы столетии жили?
Я точно не знаю, но сказка опять воскресала.
Мы очень любили те нежные сны, и стихии,
Мы были спокойны в лесу, занесенном листвою.
Веселые черти нас снова во мраке кружили.
И вновь просыпались цари, и стихии, и воины.
И что нам реальности холод, и что нам печали,
Когда и Кикимора с нами - судьба и надежда.
Кострами украсим мы землю, совсем не свечами,
И дальние звезды блестят, и, отбросив одежды,
Прекрасные девы очнулись от сна и в тумане
Тела их сияли и были счастливыми лица.
И древняя Русь никогда нас с тобой не обманет,
И чудная сказка все длится, и длится, и длится.
Начало ее затерялось в прозрачном тумане,
Не будет финала у этой истории дивной.
И с нами любовь, и надежда уже не обманет,
Мы живы в его Лукоморье, мой ангел, мы живы…
И пусть успокоится гений, ушедший до срока,
И злой Черномор нас уже усыпить не посмеет,
Руслан пробудился, и в Ирии где-то высоком,
На белом коне он над Русью проснувшейся реет.
И лес заповедный, и Ирий, и Пекло очнулись,
И чары распались, и карлик уносится лютый.
Волшебные сны и преданья к нам снова вернулись.
Живет Лукоморье, нас Лада по-прежнему любит.
И небо светлело, и было легко, но тревожно,
В душе оставалась и тихая нега и нежность.
И осень кружилась ….
Без серьёзного отношения к древнему славянскому знанию невозможно разобраться ни с вопросами, касающимися Мироздания и возникновения жизни в нашей Вселенной, ни с вопросами прошлого современного человечества и, в частности, прошлого славян и ариев, а также времени возникновения тех или иных культур и их гибели. Без серьёзного отношения к древнему славянскому знанию всё прошлое Земли либо обретает фантастико-мистифицированную (религиозную) картину, либо примитивно-материалистическое представление. При этом исчезает реальная картина Бытия, а остаются иллюзорные картины, созданные заинтересованными людьми, обслуживающими современные властные структуры. Полностью исчезает возможность верного прогнозирования развития человечества. В результате оно становится заложником действия тайных и явных сил, преследующих злонамеренные цели. Эти цели сейчас реализуются прежде всего в ущерб славянским народам. Миропонимание славян охватывает не только организацию их жизни, но также знания о Мироздании, солнечной системе Ярилы-Солнца, о Человеке и его прошлом, о взаимодействии его с Землёй, о влиянии вселенско-галактических процессов на развитие Человека и Человечества и т.д. По некоторым позициям миропонимание славян опережает знание, которое имеется в распоряжении современной науки.
Славянское мировоззрение очень хорошо отражено в славянских сказках. В них отображается не только общая картина мира, но и конкретизированы мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, миропонимание. Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в
качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия.
Я хочу поговорить не о книге славянских сказок, отдельных мифов, такие книги появятся значительно раньше, не о славянском фэнтези, а о книге, которая станет национальным достоянием для тех, в чьих жилах течет славянская кровь, и для тех, кому по каким-то причинам близок и дорог наш народ, наши сказки, предания, мифы, заброшенные и забытые…
Ведь и фантастические идеи часто воплощаются в реальность. А что мы имеем сегодня с Вами? Издательство, которое работает в этом направлении, и в планах его славянские мифы и сказки современных писателей для детей – чем плохо для начала нашего эпоса? Ведь и в это не так просто было поверить еще год назад. Но поговорку глаза боятся, а руки делают, никто не отменял.
У нас есть замечательные сказочники, и немного обидно, что «Книга мастеров», как бы к ней не относились, это не совсем наше творение.
Но не стыдно ли всем нам сидеть, сложа руки, когда там, в Америке, они пытаются делать то, что должны давным давно для себя сотворить мы сами.
Можете говорить о том, как это скверно сотворено, чего они не понимают, что сделали не так и не то. Но они сделали большой фильм, с явными удачными моментами, легко, объемно, часто весело, используя при этом многие наши образы, мифы, мотивы. Они бросили нам вызов, как и всегда это делают с русской классикой. И чем нам сегодня ( я о литературных творениях) ответить на этот вызов.
Если вы считаете, что все не то, так сделайте лучше, всего лишь такая малость. По-другому что-то кому-то доказывать смешно, только делом.
У меня на книжной полке 25 книг серии «Викинги», выпущенной нашим издательством «Терра» - там и древние мифы, и современная их обработка, и на основе их достаточно серьезные, эпические повествования и наших и скандинавских авторов, кстати, есть очень неплохой роман и о том самом князе Владимире Красно Солнышко, и о Владимире Мономахе - они и наш эпос задевают. Маленькая страна, которая с трепетом относится к своему прошлому, и все время выходят даже у нас такие книги, они стали настоящим открытием этого мира для меня лично.
Что у нас есть для славянского эпоса?
Есть уникальные сказки, былины, отрывки мифов, есть эпические образы: Лада, Баба Яга, Кащей Бессмертный, Соловей Разбойник, кот Баюн, Лешие, Домовые, Водяные , Кикиморы, Велес, Перун, Ний, богатыри – они так неповторимы и колоритны, что привлекают внимание во всем мире. Но найдите хоть одну полноценную сказку о коте Баюне, даже о Кащее и Бабе-Яге? И снова, что имеем, не храним, нам человек паук и Дракула дороже?
В конце концов, у нас есть уникальные строчки известные каждому с детства:
У Лукоморья дуб зеленый…
И вместе с ними и само Лукоморье, которое нам смог подарить великий поэт.
Нам значительно легче творить, когда рядом нет осторожного учителя В.Жуковского, так и не рискнувшего написать свою часть эпоса и не позволившего это сделать своему ученику.
Но ему удалось написать «Руслана и Людмилу», великолепную поэму - сказку, к великому сожалению, не ставшую славянским эпосом, что вовсе не умоляет всех ее достоинств.
А не стоит ли это вступление к поэме взять за точку отсчета, ведь там уже намечены и основные персонажи, и место действия, и сюжетные линии, которые могут корректироваться современным автором.
Но если сотни поэтов в свое время сочиняли гимн России, то почему бы нам с вами не попробовать, не замахнуться на большее, ведь кто-то должен это сделать. Страшно? Но это не значит, что невозможно.
Лукоморье – гимн и сказание о древней Руси, которая живет в душе каждого человека, связанного со славянским миром.
Конечно, можно просто сидеть и ждать 2012 года, а вдруг да сбудутся пророчества, да и произойдет тот самый конец света.
Но мне иногда кажется, что его не случится, если мы сможем сотворить что-то большое и важное.
Слово материально, сбывается и худшее и лучшее из того, что мы озвучиваем.
Но можно ли истребить народ, творящий свой эпос?
Вот и подумалось вдруг , а не начать ли и нам искать нечто глобальное и важное, что может стать оправданием для нашего существования? Память – удивительная вещь, она вдруг выдает такие сюжеты, такие творения, о которых вчера еще и не подозревал даже.
Правда, если верить ученым, то в древности у нас, как и в остальном мире речь была ритмизирована, и скорее похожа на поэтическую, это самое трудное, потому что без этого не обойтись – поэтические отрывки сказаний просто необходимы наряду с прозаическими.
Не буду лукавить, у меня вариант такого эпоса есть, по крайней мере, черновой вариант около 12 а.л., где поэтические отрывки соседствуют с прозаическими сказками, легендами, преданиями, мифами.
Главные события разворачиваются в заповедном лесу – том самом Лукоморье славянского мира и подземном Пекле.
Когда летом все это писалось, я совершенно не понимала, что это такое, какой жанр, откуда это вообще берется, почему вместо романа о тайнах наслаждения появляется совсем другое и не отпускает. А тут еще дядя – критик с сайта верещал о том, что мы и классики не имеем права касаться, писать надо исключительно детективы, что собственно и разозлило и рассмешило еще больше – так до эпоса и дошла, его титаническими стараниями. Такие критиканы всегда на многое нас толкают, и кто вам сказал, что обязательно не получится и больше. Оставим им детективы и рассказики про то, как хотел, да не смог, пусть тешатся, лишь бы не мешали.
А если мы получим 5-6 вариантов Славянского эпоса и сможем выбрать достойный и явить его миру, а может быть и все варианты попытаться напечатать – ведь это же будет замечательно.
По-моему твердому убеждению эпос может появиться и в 21 веке, не случайно мы с таким рвением восстанавливают разрушенные храмы.
А ведь нам с вами не потребуется столько миллионов и столько рабочих рук на то, чтобы храм древнего славянства, пусть в несколько ином виде, но появился у нас снова.
Конечно, это будет несколько иной храм, но он будет.
Лично мне немного обидно, когда все наши герои, замечательные и уникальные становятся персонажами для каких –то веселых повествований про Иванушку Дурочка и Ивана Царевича. Эти вещи тоже имеют право быть – умение смеяться над собой и своей дуростью – это сильная сторона личности, нации, но это только одна сторона, вещи поэтически, изящные, серьезные нам тоже очень нужны.
Вот отрывок из интервью с писателем В.Орловым, автором «Альтиста Данилова» и «Аптекаря» .
"А можно было по вашим студентам, по тем текстам, которые они приносили на творческий конкурс, понять, что тогда в головах происходило?
На первые два курса люди приходили еще с тем пониманием писательского дела и значения писателя, с которым жили мы в доперестроечные времена. То есть мы еще сходились в оценке тех или иных писателей второй половины XX столетия — Трифонова, к примеру. Мы хотя и были разного возраста, но как бы из одной среды. И тогда еще можно было где-то публиковаться, в той же «Юности». Следующий курс после вас уже пришел, когда интерес к писательскому труду был потерян, то есть не к труду, а к оплате писательского труда. Но все-таки люди шли с каким-то интересом. С ними еще тоже были у нас какие-то общие знакомые в литературе, хотя они уже более циничны. Что касается вот этого, последнего, выпуска, то тут уже над нами министерство висело с новыми проектами — бакалавры там и прочее. Решили: сколько поступает, столько и брать. Двадцать четыре человека ко мне поступили. Но я сразу понял, что мы из разных веков. Я для них — все равно что какой-то Писемский или там Помяловский. Ничего они не читали, меня вообще не знают, да им и безразлично все. Большинство работают в рекламных агентствах, прилично зарабатывают, и у них такое представление было, что с дипломом Литинститута им просто будет легче карьеру делать. Один пришел с большим количеством книг под Лукьяненко. Я сказал: ежели вы будете учиться, то вам надо забыть и про свои книги, и про Лукьяненко, а писать совершенно не так, как эта вся халтура, — он быстро отпал. В общем, из двадцати четырех осталось сейчас двенадцать. Так вот, они никого не знали — ни Казакова, ни Трифонова. Литература 20–30;х годов — они вообще не слыхали, что это такое. Одна только девица оказалась нормальная. Но она на год пропала, а потом прислала мне «Исповедь наркоманки» — она, видимо, сильно в это дело влезла. И жуткая скука на занятиях. Вот у вас все время споры были. А эти сидят, готовятся к экзамену, чего-то читают
Наших детей и учителей правильно обвиняют в одурманивании, в низком уровне образования, но не должны ли мы с вами что-то сделать, чтобы как-то повлиять на ситуацию в меру сил и возможностей, особенно если учесть, что мы еще из того времени, о котором с такой грустью вспоминает писатель, образование получали тогда, как выясняется, не такое уж и плохое, хотя тоже упреков будет не мало".
Ведь и книги типа «Волкодава» М.Семеновой и повествований Н.Перунова в пору нашей юности было не реально прочитать. Мы пережили бум фэнтези, так не пора ли перейти к каким-то более глобальным вещам, конечно, написанным современным языком, для современных людей.
К сожалению, даже прекрасно написанную книгу А.Н. Афанасьева «Поэтическое воззрение славян», изданную несколько раз, в отличие от и трудов его коллег по изучению этой темы, все равно надо адаптировать для современного читателя. Он может к ней обратиться, но после чего-то более доступного и простого, чего как раз я лично и не вижу в нашей литературе пока.
Наши предки были уверены, что волхвы, хранители древних тайных знаний, обречены возвращаться на землю, передохнув немного в своем Ирии.
Они хранят и несут нам мудрость, не потому ли А.С.Пушкин написал о них:
"Волхвы не бояться могучих владык,
И княжеский дар им не нужен…."
Он попытался в очередной раз вернуть нас волхва и в очень зашифрованном образе чародея из «Руслана и Людмилы», который, кстати, и оживляет нашего героя при помощи мертвой и живой воды, если помните, и позднее, в балладе «Песнь о Вещем Олеге», просто нарисовал его образ яркий и объемный. Не это ли главное завещание поэта потомкам – не забывать кто мы и откуда пришли, кто стоит за нашей спиной.
Остается надеяться на то, что они есть и среди нас.
Может быть, серию книг славянского эпоса и стоит назвать «Книги Волхвов» - это и будет тот самый храм, который мы еще можем сотворить.
Так быть или не быть славянскому эпосу в 21 веке???
Когда улетали волшебные сны в неизвестность,
И небо светлело, и было легко, но тревожно,
В душе оставалась и тихая нега и нежность.
И осень кружилась, и было понять невозможно,
Какие там знаки нам Пряхи еще посылали.
Кто узел развяжет, так ловко затянутый Ладой?
Но птицы и листья летали еще и летали.
И яблок волшебных знакома была нам услада.
Яга чаровала снега, Берегини кружили,
И первая вьюга покоя уже не давала.
Скажи мне, мой ангел, в каком мы столетии жили?
Я точно не знаю, но сказка опять воскресала.
Мы очень любили те нежные сны, и стихии,
Мы были спокойны в лесу, занесенном листвою.
Веселые черти нас снова во мраке кружили.
И вновь просыпались цари, и стихии, и воины.
И что нам реальности холод, и что нам печали,
Когда и Кикимора с нами - судьба и надежда.
Кострами украсим мы землю, совсем не свечами,
И дальние звезды блестят, и, отбросив одежды,
Прекрасные девы очнулись от сна и в тумане
Тела их сияли и были счастливыми лица.
И древняя Русь никогда нас с тобой не обманет,
И чудная сказка все длится, и длится, и длится.
Начало ее затерялось в прозрачном тумане,
Не будет финала у этой истории дивной.
И с нами любовь, и надежда уже не обманет,
Мы живы в его Лукоморье, мой ангел, мы живы…
И пусть успокоится гений, ушедший до срока,
И злой Черномор нас уже усыпить не посмеет,
Руслан пробудился, и в Ирии где-то высоком,
На белом коне он над Русью проснувшейся реет.
И лес заповедный, и Ирий, и Пекло очнулись,
И чары распались, и карлик уносится лютый.
Волшебные сны и преданья к нам снова вернулись.
Живет Лукоморье, нас Лада по-прежнему любит.