Вся правда и ложь о магии.
В этой статье мы не собираемся опровергать само существование магии, а только попытаемся рассмотреть её в различных и логических аспектах....
В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание зависит от человека. Мистическая сопричастность носит двусторонний характер, и если две вещи или два существа мистически причастны друг другу, то судьба каждого из них действенным образом связана с судьбой другого. Если смысловая связь неотличима от причинной, то можно влиять на вещи, обращаясь не к ним самим, а к их смысловым двойникам, к их символам. В этом и состоит сущность и основная идея магии.
Каждый, кто читал роман Александра Дюма "Королева Марго», помнит, как героиня пыталась повредить своему врагу, втыкая иглу в куклу, нареченную именем врага. В данном случае королева исходила из древнего, идущего от мифа представления: между человеком и его изображением (или его вещью, клочком волос и т.д.) существует мистическая связь, а потому можно подействовать на человека (убить или внушить любовь), действуя на изображение (или на прядь его волос и т.д.).
Отсюда было сформулировано определение магии. "Магия — это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу". В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли. Отсюда понятно, почему в мифе (а миф, напомним, не рассказ, а сама жизнь) такое значение обретает жест, ритуал, слово. Ведь и жест, и ритуал, и слово магически связаны с миром грозных божественных сил, они могут вызвать их гнев, а могут и усмирить их. Да и само слово не есть просто слово в нашем понимании. Слово всегда мистически связано с обозначаемым предметом или явлением, это слово — магический символ, слово-заклинание и неосторожное обращение со словом может грозить мировыми катастрофами. «В... древнюю эпоху «злое слово» считалось опаснее «меча». Так в карельских эпических песнях древнейший герой Вейнемейнен не пользуется мечом, а всего добивается словом, песней. А более молодой герой — богатырь Лемминкяйнен хотя еще пользуется песней-заклинанием, как оружием в поединке, но уже берется и за меч» (Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр). — М., 1968. С. 110— 111). Древний человек особенно опасался, что не только его вещи, но и его имя может быть магически использовано против него. Ведь имя мистически причастно своему владельцу; зная настоящее имя бога или колдуна, можно обрести над ними магическую власть. Отсюда скрывание героями древних сказаний своего подлинного имени. Но простому человеку надо опасаться произнести имя священных существ и демонов, ибо само произнесение имени может вызвать их. Поэтому, как подметил кто-то из ученых, нам не осталось от древне-славянского языка подлинного (а потому и непроизносимого вслух) имени медведя — грозного тотема; осталось лишь намекающее на вкусовые пристрастия иносказательное прозвище «медведь».
Итак, магическое управление природой подменяло собой реальное, практическое овладение её силами. Однако этот факт вовсе не свидетельствует о никчемности первобытной магии, как это может показаться высокомерному рассудку современного человека. Конечно же, мы не имеем в виду, что надо согласиться с основами магии и объявить ее полноправной конкуренткой науки, как это иногда делают современные сторонники оккультизма. Речь идет о другом. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека — и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм, «программировала» их бессознательное на успех в трудном и опасном деле. «Функция магии, — отмечает известный западный антрополог Б. Малиновский, — заключается в... поддержании веры в победу надежды над отчаянием» (Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. — М.,1994.С.99).
Сейчас в интернете гуляет статья "Вся правда и ложь о магии" - автор неизвестен, но её активно копируют в сайтах, блогах, форумах. Не буду приводить её полный текст, а только приведу одну цитату:"Все мы – немного волшебники".... Это миф! Магия требует определенных врождённых способностей, без них никак не познать магические знания. Научиться этим магическим премудростям нельзя, можно лишь получить дар по наследству. Дар определяется наличием одарённых предков! А всё, существующие ныне, "школы", "академии" и т.п. - инструмент для мошенников!!! Это также относится и ко всяким "учениям" (Рейки, Природная вера, Духовное развитие и т.п.), ченнелингам, практикам....
В результате довольно подробного знакомства с существующей литературой по "теософии" и "оккультизму", а также с немногочисленными научными исследованиями явлений колдовства, волшебства, магии и т.п., я взял за основу некоторым выводы Успенского, которые сформулированы в виде следующих положений:
- "Все проявления необычных и сверх нормальных сил человека, как внутренних, так и внешних, следует разделить на две главные категории: магию и мистику . Определение этих трудностей представляет большие трудности; во-первых, потому что в общей и специальной литературе оба они часто употребляются в совершенно ошибочном смысле; во-вторых, потому что в мистике и в магии, взятых в отдельности, есть много необъяснённого; в-третьих, потому что взаимоотношения между мистикой и магией также остаются неисследованными".
Здесь Успенский допускает ошибку, допуская взаимосвязь магии и мистики.
Ми́стика (от греческого μυστικός — «скрытый», «тайный») — вера в существование сверхестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек.
Магия (лат. magia, от греч. magéia), колдовство, чародейство, волшебство, обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.
2. "Выявив трудности с точным определением, я решил принять приблизительное. Магией я назвал все случаи усиленного действия и конкретного познания при помощи средств, отличающихся от обычных; я подразделил магию на объективную , т.е. имеющую реальные результаты, и субъективную , т.е. с воображаемыми результатами. Мистикой я назвал все случаи усиленного чувства и абстрактного познания. Итак, объективная магия - это усиленное действие и конкретное познание. "Усиленное действие" означает, в данном случае, реальную возможность влияния на предметы, события и людей без помощи обычных средств, действие на расстоянии, сквозь стены, действие во времени, т.е. в прошлом или будущем. Далее, здесь имеется в виду возможность влияния на "астральный" мир, если таковой существует, т.е. на души умерших, на "элементали", неизвестные нам добрые и злые силы. Конкретное познание включает в себя ясновидение во времени и пространстве, "телепатию", чтение мыслей, психометрию, умение видеть "духов", "мыслеформы", "ауры" и тому подобное, опять-таки в том случае, если всё это существует. Субъективная магия - это все случаи воображаемого действия и познания. Сюда относятся искусственно вызванные галлюцинации, сны, принимаемые за реальность, чтение собственных мыслей, принятых за чьи-то сообщения, полу намеренное создание астральных видений, "хроника Акаши" и подобные чудеса. Мистика по своей природе субъективна, поэтому я не выделял в особую группу явлений объективную мистику. Тем не менее, я счёл возможным иногда называть "субъективной мистикой" псевдо-мистику, или ложные мистические состояния, не связанные с усиленными чувствами, но приближающиеся к истерии и псевдо-магии; иными словами, это - религиозные видения или галлюцинации в конкретных формах, т.е. всё то, что в православной литературе называется "прелестью".
Успенскому не нужно было делать деления магии на "объективную" и "субъективную"! Так как субъективная магия - с воображаемыми результатами, может быть и с внушаемыми результатами.... Поскольку, магия имеет реальную возможность влияния на предметы, события и людей с помощью паранормальных способностей, то далее так и будем далее рассматривать её в этом аспекте.
3. "Существование объективной магии (реальной магии) нельзя считать установленным. Научная мысль долго её отрицала, признавая только субъективную магию как особого рода гипноз или самогипноз. В последнее время, однако, в научной и претендующей на научность литературе, например, в трудах по исследованию "спиритизма", встречаются некоторые допущения возможности её существования. Но эти допущения столь же ненадёжны, сколь и предыдущие отрицания. "Теософская" и "оккультная" мысль признаёт возможность объективной магии, однако в одних случаях явно смешивает её с мистикой, а в других - противопоставляет этот феномен мистике как бесполезный и аморальный или, по крайней мере, опасный - как для практикующего "магию", так и для других людей, и даже для всего человечества. Всё это преподносится в утвердительной форме, хотя удовлетворительные доказательства реального существования и возможности объективной магии отсутствуют".
Имеются экспериментальные доказательства реального существования магии и её возможностей в виде паранормальных способностей человека!
4. "Из всех необычных состояний сознания, свойственных человеку, можно рассматривать, как полностью установленные, только мистические состояния сознания и некоторые феномены субъективной магии, причём последние почти всё сводятся к искусственному вызыванию желаемых видений".
Тут Успенский довольно краток, но, по видимому, подразумевается гипноз....
5. "Все установленные факты, относящиеся к необычным состояниям сознания и необычным силам человека, как в области магии, хотя бы и субъективной, так и в области мистики, связаны с чрезвычайно своеобразными состояниями эмоциональной напряжённости и никогда не наблюдаются без них".
Здесь Успенский прав - все действия с магией требуют значительных эмоциональных и физических нагрузок на человека, применяющего магию.
6. "Значительная часть религиозной практики всех религий, а также разнообразные ритуалы, церемонии и тому подобное имеют своей целью как раз создание таких эмоциональных состояний; согласно первоначальному пониманию им приписывают "магические" или "мистические" силы".
Этот пункт перестал быть актуальным!!!
7. "Во многих случаях, когда имеет место намеренное вызывание мистических состояний или производство магических феноменов, можно обнаружить применение наркотических средств. Во всех религиях древнего происхождения, даже в их современной форме, сохраняется применение благовоний, ароматов и мазей, которые первоначально использовались, возможно, вместе с веществами, влияющими на эмоциональные и интеллектуальные функции человека. Можно проследить, что подобные вещества широко употреблялись в древних мистериях. Многие авторы установили роль священных напитков, которые получали кандидаты в посвящение, например, во время элевсинских мистерий; вероятно, они имели вполне реальный, а вовсе не символический смысл. Легендарный священный напиток "сома", играющий очень важную роль в индийской мифологии и в описании разнообразных мистических церемоний, возможно, действительно существовал как напиток, приводящий людей в определённое состояние. В описаниях колдовства и волшебства у всех народов и во все времена непременно упоминается применение наркотиков. Мази ведьм, служившие для полёта на шабаш, различного вида колдовские и магические напитки приготовлялись или из растений, обладающих возбуждающими, опьяняющими и наркотическими свойствами, или из органических экстрактов того же характера, или из растительных и животных веществ, которым приписывались такие же свойства. Известно, что для подобных целей, как и в случаях колдовства, пользовались беленой (белладонной), дурманом, экстрактом мака (опий) и особенно индийской коноплёй (гашиш). Можно проследить и проверить случаи употребления этих веществ, так что никакого сомнения в их значении не остаётся. Африканские колдуны, интересные сведения о которых можно найти в отчётах современных исследователей, широко применяют гашиш; сибирские шаманы для приведения себя в особое возбуждённое состояние, при котором они могут предсказывать будущее (действительное или воображаемое) и влиять на окружающих, используют ядовитые грибы - мухоморы".
Здесь можно рассматривать воздействие на психику человека с целью создания иллюзий, приводящих к воображаемым результатам....
Наша задача заключается в том, чтобы выяснить вопрос об отношении субъективной магии к объективной, а также их обеих - к мистике.
Всё это приняло форму трёх вопросов:
1. Можно ли признать подлинным существование объективной магии?
2. Существует ли объективная магия без субъективной?
3. Существует ли объективная магия без мистики?
Можно ли признать подлинным существование объективной магии?
Факторы, подтверждающие существование магии:
1. Не доказательств, опровергающих магию.
2. Одним из наиболее существенных факторов, признаваемых многими ведущими исследователями как у нас, так и за рубежом, оказывается процесс слияния науки и религии. Именно с позиции такого единого знания о реальности могут быть систематизированы пока загадочные для нас психофизические феномены такие как ясновидение, телекинез, телепатия, телепортация, левитация, экстрасенсорное восприятие и т.д. Уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что феномен этих парапсихологических явлений заключается именно во взаимодействии сознания и подсознания человека, и физической материи.
3. Принято считать, что человек задействует лишь 5-10% своего мозга, на самом деле это не совсем так. Так сколько процентов мозга использует человек?
Наверняка каждый из нас задумывался, если бы он смог задействовать остальные 90%. В действительности, в зависимости от ситуации, человек иногда задействует в работе весь мозг. Если взглянуть с другой стороны, то опубликованная не так давно опубликованное исследование Питера Пенни и Центра невральных наук, ясно дает понять, что при идеальном раскладе человеческий мозг не должен сразу задействовать больше трех процентов нейронов одновременно.
Если этот перешагнуть этот порог, то необходимая для «перезарядки» любого из нейронов после «залпа», оказывается настолько большой, что наш мозг попросту не в состоянии с ней справиться. Но, возможно, кто владеет действительно магией может использовать, например, 50 или все 100% возможностей своего мозга?
4. Табуированная и осмеянная магия пока, конечно, не будет принята под своим законным названием; всё же наука начала иметь дело с этой подвергнутой остракизму наукой под современными масками, и весьма широко. Но что же в имени? Потому, что волк научно определен как животное genus canis [рода собак], можно ли сделать из него собаку? Люди науки могут предпочесть называть магию, исследованную Порфирием и объясненную Ямвлихом, hysterical hypnosis [истерическим гипнозом], но это не делает ее в меньшей степени магией. Результат первичного откровения ранних рас благодаря их «божественной династии» царей-наставников стал внутренним знанием в Четвертой расе, расе Атлантов; и это же знание называется сегодня в своих редких случаях «аномального» достоверного проявления, медиумичностью. Тайная история мира, сохраненная лишь в удаленных, надежных убежищах, одна бы могла, откровенно говоря, поведать нынешним поколениям о тех силах, которые лежат в скрытом виде и остаются совершенно неизвестными в человеке и природе. Отсюда и презрение к некромантии, черной магии и теургии. Фессалийских «ведьм» высмеивают в наши дни не меньше, чем современного медиума и легковерного теософа. Вот та теория, которая, без сомнения, до нашего времени мешает заниматься магией с научных позиций.
Существует много папирусов и древних надписей, доказывающих без малейшего сомнения, что тысячи лет высшие жрецы, маги и фараоны – так же, как и народные массы – верили в магию, более того, практиковали ее; последнее, вероятно, может быть приписано искусному обману. Статуи должны были быть специально подготовлены; ибо, если бы они не были сделаны из определенных элементов и камней и не создавались бы под определенным знаком зодиака, в соответствии с предписаниями магического искусства, то божественные (или, если угодно, дьявольские) силы, или СИЛЫ, которые, как ожидалось, оживляли такие статуи и образы, не могли бы быть приведены в действие подобным путем. Гальваническая батарея должна быть изготовлена из особых металлов и материалов, а не из выбранных наудачу, если кто-либо хочет вызвать ее магическое действие. И фотограф должен добиться определенных условий затемненности и использовать особые химикаты, прежде чем он сможет достичь намеченной цели.
Около двадцати лет назад археология обогатила себя весьма любопытным египетским документом, выражающим взгляды этой древней религии по поводу призраков (манов) и магии в целом. Его называют «Магический папирус Харриса» (Papyrus Magique). Он исключительно любопытен тем, что имеет отношение к эзотерическим учениям оккультной теософии и наводит на глубокие размышления. Но об этом – в нашей следующей статье о магии.
5. Существовали (Аненербе - Ahnenerbe — «Наследие предков») и существуют специальные исследовательские институты спецслужб.
Сравнительно недавно два отставных генерала госбезопасности в российских СМИ обозначили исследования, которыми занимался КГБ в этой области, а английская разведка МИ-6 рассекретила ряд отчетов по изучению экстрасенсорных способностей и назвала международные научные центры, которые работают в области экстрасенсорики в интересах ЦРУ. Так что научное обоснование уже имеет место быть, и экстрасенсорика из туманных магических и какие-то там иных мистических явлений перешла в область науки.
Наша формулировка:
Магия - совокупность паранормальных способностей человека, то есть ясновидение, телекинез, телепортация, телепатия, левитация, хождение по воде, гипноз, экстрасенсорика.
Так что научное обоснование уже имеет место быть, и экстрасенсорика из туманных магических и какие-то там иных мистических явлений перешла в область науки. Российские физики обосновывают ряд экстрасенсорных проявлений с чисто материалистических позиций. Коротко скажу: человек - это сложная приемо-передающая система, энергетическая система; а, как известно, энергия не исчезает, есть закон сохранения энергии - энергия не исчезает, а трансформируется в другую энергию. Вот на способности уловить энергию живого человека или следы энергии человека, или энергетические фантомы умерших людей и базируется экстрасенсорика.
Мысль материальна, не только слово, но и мысль. Мысли передаются на расстоянии.
Возможно, интуиция - это остатки магических способностей человека или какого-то иного разумного существа?