СТЕНЫ БИМИНИ.
Речь идет о неожиданной находке каменных зданий, которые были скрыты на морском дне неподалеку от подножия одного из островов Багамского архипелага.
Впервые очертания сооружения под водой увидел пилот Р. Браш, когда летом 1968 года пролетал над островами. Уже через несколько месяцев ими заинтересовалась группа исследователей: археолог и знаток доколумбовой культуры Америки, профессор Йельского университета М. Валентайн, изобретатель и специалист в области подводной фотосъемки, инженер Д. Ребикофф и водолаз Р. Маркс, который увлекался подводной археологией.
Они снарядили экспедицию, которая работала на северном побережье острова Норт-Бимини (надо сказать, что она имела даже "подводный автомобиль", оборудованный автоматическим фотоаппаратом). В нескольких метрах под водой искатели нашли поросшие растительностью стены, составленные из огромных каменных блоков. Как считал Д. Ребикофф, каждый из них весил от 2 до 5 тонн. Скреплены они были, как казалось, каким-то особым цементом.
Вторая экспедиция, которая работала там в апреле — мае 1971 года, продолжила начатые поиски. Она подтвердила бесспорное существование под водой каменного сооружения или конструкции длиной 70 метров и шириной 10 метров. Исследователи пришли к мнению, что это произведение человеческих рук.
В книге "В поисках Атлантиды" (она издана в 1987 году на русском языке) Жак-Ив Кусто рассказывает, как его сын Филипп Кусто вместе с экипажем гидроплана "Каталина-Калипсо II" старался проверить некоторые гипотезы, в частности о пресловутых "стенах Бимини". Чтобы не пересказывать от себя, приведем один великоватый, но очень уж интересный отрывок из этой книги, где Жак-Ив Кусто размещает рассказ одного из членов экипажа самолета, Доминика Сюмьяна, который непосредственно касается этой находки.
"...Мы снова взлетаем. Курс вест-норд-вест — на Бимини. Это цель нашего путешествия. Неподалеку от северного побережья острова Норт-Бимини существует загадочная конструкция из затопленных каменных блоков. Эту формацию назвали 'шоссе Бимини'. Все блоки находятся на глубине 6 метров под водой. Масса некоторых из них достигает 15 тонн. Большую часть конструкции, вероятнее всего, занесено песком, но она прослеживается на расстоянии 500 метров."
Медленно развернувшись за ветром, Филипп Кусто снижается над гребешками волн и садит гидроплан, поднимая тучи брызг.
Под руководством доктора Зинка (местного участника экспедиции. — Авт.), который уже не раз осматривал эти стены, мы плывем к знаменитейшему "шоссе". Неужели здесь в самом деле сохранились свидетельство несравненного строительного искусства атлантов, которые, как считают, послужили образцом для зодчих египетской и доколумбовой цивилизаций, которые создали непревзойденные сооружения? Нет сомнений, что лишь очень ловкие строители могли обтесать такие блоки под прямым углом и подогнать их один к одному. Блоки изготовлены из материала, который не имеет ничего общего со скалистой основой, которая состоит из осадочных пород...
После обода мы размещаемся на крыле самолета и нежимся в лучах багамского солнца. Филипп интересуется мнением доктора Зинка.
— Я бы сказал, — отвечает профессор, — что эта полоса огромных камней эпохи мегалитов чем-то напоминает соответствующие конструкции в Европе: Карнак в Бретани и Стоунхендж в Англии. Допускаю, что народ, который создал ее (в те времена, когда уровень моря был ниже, чем сейчас), владел солидными астрономическими знаниями. Люди, которые способны установить и подогнать 15-тонные каменные блоки, должны были иметь отличную организацию, иначе они не были бы в состоянии возвести такое большое сооружение. Как они поднимали грузы? Извечный вопрос — его задают и по поводу египетских пирамид, и по поводу статуй острова Пасхи. Позитивисты прибегают к сугубо механическим объяснениям (дескать, камни перекатывали на бревнах и так далее). Любители фантастики призывают на помощь магнитную или "ионную" энергию, упоминают об антигравитации...
— Мы обратили внимание на необыкновенное поведение компаса под водой, — делает замечание Филипп Кусто.
— Ничего не могу сказать! — отвечает доктор Зинк. — Но уверен в одном: эта конструкция не является естественным образованием. Давайте будем выходить из формы и способов подгонки блоков один к одному. В природе очень редко бывает, чтобы расщелина как-то неожиданно обрывалась. А здесь это — правило. Больше того, довольно часто встречаются небольшие камни, которые служат опорой для больших. Эти подкладки использованы для выравнивания основных блоков; природа не могла создать такого чуда.
— Если согласиться с вашими мыслями по поводу "дороги", то ясно: она построена людьми. Но когда?
— Слишком уже мало данных, чтобы сделать окончательный вывод, — говорит доктор Зинк. — Если вам пришла мысль об Атлантиде, то пересчитайте камни. И увидите, что группы с пяти блоков иногда чередуются с группами из шести. А вспомните: Платон говорит, что цари атлантов встречались то через пять, то через шесть лет, "попеременно отмеривая то парное, то непарное число". Больше ничего сказать не могу. Знаю одно: человеческий ум всегда ищет разгадку в мифах...'
Итак, что могут представлять собой "стены Бимини"? Некоторые исследователи допускают, что речь идет вероятнее всего про порт с двойным волнорезом и каменными набережными. И снова, как и в других случаях, такое объяснение порождает новые вопросы. Если принять предложенную гипотезу, то гигантское сооружение из огромных камней свидетельствует, что мы имеем дело с каким-то реликтом неизвестной, но распространившейся чуть ли не на весь мир мегалитической культуры. Но до сих пор считалось, что древнейшие сооружения этого типа появились на Ближнем Востоке в VI тысячелетии до н.э. Тем временем, когда ученые начали с помощью разных методов (в том числе и радиоуглеродного) определять возраст подводных зданий возле Багамских островов, то выяснилось, что он достигает... 10 тысяч лет! Неужели именно здесь возникла та гипотетическая мегалитическая культура, творцы которой на протяжении нескольких тысячелетий странствовали по морям и океанам, оставляя о себе память в виде гигантских сооружений?
Но именно возраст каменных зданий возле Норт-Бимини вызвал сомнение относительно их назначения. Вроде бы все правильно: каменный порт был построен на побережье острова, который, согласно геологическим данным, еще и сейчас продолжает медленно погружаться в воду и скорость этого погружения известна. Именно таким образом через несколько тысячелетий сооружения оказались под водой (кстати, такое же явление имело место и в Советском Союзе, на побережье Каспия возле Дербента, а также в Керченском проливе. Но возраст каспийских и азовских сооружений значительно меньше).
Но не удивителен ли странный факт, что уже 10 тысяч лет тому назад строились каменные порты с волнорезами и набережными? Кем и для кого? Куда странствовали неизвестные создатели, с кем вели торговлю? И вдобавок к тому эти порты так крепки и надежны, что простояли тысячелетия, несмотря на ежегодные страшные тропические ураганы, во время которых скорость ветра достигает 210 узлов (т.е. 390 километров на час), а высота приливной волны — до одиннадцати метров!
И, наконец, последняя и вообще уже непонятная загадка. Речь идет о происхождении каменных блоков, использованных для строительства. Откуда брали камень для циклопической кладки — не выяснено и до сих пор. В 1973 году французский геолог П. Карнак писал, что "они не принадлежат ни к одной из имеющихся на острове горных пород". К такому же выводу пришли и геологи-специалисты из университета Майами: они осторожно предположили, что единственное место, где теоретически можно было бы взять эти камни, находится приблизительно 40 километров севернее, но доказать это не смогли.
И уже совсем удивительным было то, что в руинах исследователи нашли фрагменты керамики и камни с иссеченными на них знаками. Археологи хорошо знают, что камни с такими же знаками есть лишь возле острова Яп в Тихом океане, неподалеку от Филиппинских островов, а похожая керамика — в Средиземноморье...
В 1980 году французский научно-популярный журнал "Сьянс е Ви" сообщил, что ученые сделали попытку определить возраст багамских блоков с помощью радиоизотопного метода. Результаты будто бы свидетельствуют, что они — ровесники береговых геологических формаций Багамских островов. А исследование слоистости каменных монолитов показало, что она целиком одинаковая у соседних блоков: прослойки одного блока будто переходят (несмотря на расщелину между ними) в соседний. По мнению исследователей, все это позволяет сделать вывод, что эти "сооружения" — естественные образования, т.е. береговые скалы, которые растрескались под действием сил природы и опустились под воду вследствие медленного погружения островов. Аналогичные случаи известны в других местностях, например на берегу острова Герон в Австралии.
Различные анализы показывали разный возраст камней. Назывались цифры от трех до 12 тысяч лет. В этих же водах находили керамику и камни с изображениями и знаками, напоминающими письменность (кстати, очень похожие на находки с Каролинских островов Тихого океана). Вот керамика, судя по всему, и имеет более позднее происхождение по сравнению с кладкой «дороги». Так, последние исследования дают немало доказательств существования в этих краях развитой культуры, относящейся примерно к третьему тысячелетию до нашей эры.
Но можно ли полностью согласиться с этим утверждением? История знает достаточно много случаев, когда человек приспособил для своих нужд разнообразнейшие естественные образования, соответственно обрабатывая одни элементы и достраивая другие. Кроме того, такой вывод полностью противоречит вышеприведенному рассказу очевидца из упомянутой книги Кусто. Да и маловероятно, чтобы природа могла создать из больших глыб правильную прямоугольную букву "П", что лежит "на боку", да еще и "врезать" в поперечину этой буквы три параллельных "мола" одинаковой длины. Может быть, что основа сооружения в самом деле создана природой, но и человек, несомненно, приложил к ней свои руки. Итак, дискуссия продолжается...
В заключение хотелось бы рассказать еще об одном интересном сооружении, большая часть которого уже давно находится под водой, тем не менее даже меньшей, что осталась на поверхности грунта, вполне достаточно, чтобы оценить ее величие. Итак...
ТИХООКЕАНСКАЯ ВЕНЕЦИЯ.
Еще до недавнего времени археологи и палеонтологи уделяли очень мало внимания необъятным пространствам Тихого океана, а некоторые его районы и вообще не изучались. А именно он прячет в себе немало загадочного и неизведанного.
Обратимся хотя бы к очень давней неизвестной культуре, представители которой возводили здания из исполинских камней. Эта культура каменных сооружений в большей или меньшей мере охватывает большое количество островов Микронезии и Меланезии, особенно Марианских и Каролинских. Здесь можно встретить остатки мощеных путей, каналов, крепостных стен, руины дворцов и храмов, величественных колоннад. Носители этой культуры не знали металла, пользовались орудиями из камня, кости и дерева. Центр ее был на Каролинских островах.
Надо сказать, что с конца XVII столетия ими владела Испания, а в 1919 году захватила Япония и создала там военные базы. После второй мировой войны Каролинские острова оккупировали Соединенные Штаты, которые, продолжая политику японских милитаристов, в дополнение к морским создали там еще и военно-воздушные базы. Понятно, что при таких обстоятельствах излишне было бы говорить об исторических или археологические исследования. Множество старинных памятников уничтожили еще испанцы, а довершили дело американцы. По свидетельству английского ученого Э. Сайкса, есть все основания считать, что остатки неведомых древних культур были ими просто варварски разрушены при строительстве военных баз.
Ученые считают, что эта загадочная культура имеет несколько центров, которые, наверное, контактировали друг с другом. Это прежде всего остров Яп (Каролины), где видимо-невидимо остатков исчезнувшей цивилизации: разнообразные насыпи, террасы, каменные платформы, мостовые из тесанного камня, руины жилья и других сооружений, древние погребения.
На острове Олеаи, расположенному между Япом и Понапе, найдены многочисленные мегалитические сооружения и остатки письменности, которая напоминает письменность острова Пасхи.
Восточнее от Понапе лежит остров Кусаие, где также находятся памятки подобной мегалитической культуры; есть там и несколько каналов, которые расположены перпендикулярно друг к другу, а между ними — искусственные островки. На острове Леле, отделенному от Кусаие лишь проливом, высится холм конической формы, а весь остров застроен циклопическими сооружениями, каждое из которых окружено большим валом.
Остров Гуам (Марианские острова) столетия тому назад, еще во времена испанского господства был известен странными аллеями из двух рядов огромных каменных колонн около 7 метров высотой. Вес каждой из них достигал 30 тонн. Увенчивали колоны полушария в виде чаш. Были здесь и сооружения, которые напоминали пирамиды. Такие же колоны и пирамиды найден на другом из Марианских островов — Тиниани.
Но интереснейший из всех — остров Понапе, наибольший из восточной группы Каролин. Его площадь — 374 квадратных километра, а длина — около 20 километров. Окружают остров коралловые рифы. Особенно поражают здесь удивительные руины, грандиознейшие, чем на любом из других островов Тихого океана.
Очень интересный "Большой храм", размеры которого 90 х 18 метров. Стены высотой 9 метров и толщиной около полтора метра. На стенах можно распознать символические изображения, которые напоминают иероглифы или идеограммы. Канал соединяет храм с морем. Возле храма — многочисленные земляные насыпи, склепы, переходы, платформы, путепроводы к каналу и т.п. А внутри храма находится центральная пирамидальная камера, которая, наверное, служила святилищем.
Наибольшее из всех сооружений Понапе — город и морской порт Нан-Мадол (Нан-ма-тал), площадь которого 28,5 квадратных километра, расположенный неподалеку от входа в современную гавань. Состоит он из внешней гавани, отделенной от моря волнорезами, и внутренней, где на 92 искусственных островах высятся руины созданных неизвестно кем зданий. Именно поэтому ученые и назвали Нан-Мадол "тихоокеанской Венецией". Мол возле входа в Нан-Мадол достигает в длину свыше километра. Итак, древний порт по размерам целиком можно сравнить с действующими современными.
Хорошо известный в нашей стране чешский писатель и этнограф Милослав Стингл в книге "По неизвестной Микронезии" (изданной на русском языке в 1978 году) пишет: "На островах Нан-Мадола неведомые творцы первого микронезийского города выстроили из огромных каменных блоков десятки замечательных сооружений: храмы, крепости, небольшие 'дворцы', искусственные озера и т.п. Назначение многих зданий до сих пор еще остается невыясненным. Эта загадка — лишь одна из многих тайн непонятного искусственного архипелага, каменного города, подобного которому нет во всей Океании".
Хотя исследования в Нан-Мадоле не были продолжительными, ученые все же выявили около 80 разных зданий. Нан-Мадол окружен высокой крепкой стеной, а глубокий канал делит город на нижнюю и верхнюю части. В нижней части жили, наверное, жрецы; там же находился и мавзолей правителя. А вот на одном из искусственных островов верхнего города высилось наиудивительнейшее сооружение Нан-Мадола — дворец-крепость Нан-Танох (Нан-Танак), размеры которой 90 х 90 метров. Руины этого дворца-крепости можно увидеть и поныне. Здание не имеет аналогов в мире, его стены высотой от 14 до 20 метров и толщиной 6 метров составлены из "бревен" (базальтовых блоков). Это, конечно, тоже мегалитическое сооружение, но как же оно не похоже ни на один из известных нам!