Если огласовка
обыденных слов не столь принципиальна, то положение коренным образом
меняется, когда в древнем тексте появляется сочетание, означающее
название города, страны, имя царя и т.п. Появляются десятки и сотни
различных вариантов огласовок одного и того же термина. И вот тогда
скалигеровская история "отождествляет" библейские несогласованные
названия городов, стран и т.д., исходя из хронологии Скалигера и из
гипотетической локализации, относящей библейские события исключительно
на Ближний Восток.
Археолог Миллар Берроуз пытается демонстрировать
уверенность в правильности скалигеровской географии. Он пишет: "В
целом... археологическая работа дает несомненно сильнейшую уверенность в
надежности библейских сообщений".
Столь же категорично настаивает на том, что
археология опровергла "разрушительный скептицизм второй половины XIX
в.", и директор Британского музея Ф.Кеннон. В.Келлер даже
выпустил книгу под многозначительным названием "И все-таки Библия
права!". В книге он пытается убедить читателя, что правильной
является именно скалигеровская интерпретация библейских сведений.
Но вот информация, сообщаемая известным археологом
Л.Райтом, тоже, кстати, ярым сторонником правильности скалигеровской
локализации и датировки библейских событий: "ГРОМАДНОЕ БОЛЬШИНСТВО
НАХОДОК НИЧЕГО НЕ ДОКАЗЫВАЕТ И НИЧЕГО НЕ ОПРОВЕРГАЕТ; они заполняют фон и
дают окружение для истории... К несчастью, желанием "доказать" Библию
проникнуты многие работы, доступные среднему читателю. СВИДЕТЕЛЬСТВА
НЕПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ, ВЫВОДЫ, ДЕЛАЕМЫЕ ИЗ НИХ, ЧАСТО НЕВЕРНЫ,
ОШИБОЧНЫ И НАПОЛОВИНУ ПРАВИЛЬНЫ".
Пионерами-археологами в Месопотамии стали в XIX веке
К.Д.Рич, О.Г.Лэйярд, П.Э.Ботта. Однако, для получения денежных субсидий
они были вынуждены прибегать к сенсационной рекламе своих находок,
довольно произвольно отождествляя обнаруженные ими городища с "теми
самыми" библейскими городами.
Но по мере накопления вещественного материала
обнаружились серьезные трудности. В XX веке археолог Л.Вулли раскопал
городище, которое он отождествил с "Библейским Уром". Однако выяснилось,
что "к несчастью, невозможно с хронологической точки зрения
удовлетворительно датировать эпизоды (связанные с библейским Авраамом -
А.Ф.) в рамках II тысячелетия ближневосточной истории".
Скалигеровская история настаивает, что библейские
патриархи действовали именно (и исключительно) в современной Месопотамии
и Сирии. Тем не менее тут же признается следующее. "Что же касается
личности самих патриархов Авраама, Исаака и Иакова, то можно лишь
повторить, что богатейшие результаты раскопок в Сирии и Месопотамии дали
о них беднейшие результаты - ПОПРОСТУ СКАЗАТЬ, НИКАКИХ".
Но тогда возникает законный вопрос. Правильно ли искать следы библейских патриархов в современной Месопотамии?
Далее, скалигеровская история считает, будто именно
на территории современного Египта развивались бурные события, связанные с
библейскими персонажами - Авраамом и Моисеем. При этом уклончиво пишут
следующее: "Археология НЕ УСТАНОВИЛА историческую интенсивность этих
повествований, но она показала их историческое правдоподобие, а также
обрисовала ту обстановку, в которой патриархи могли жить и, может быть,
жили". Более того, предупреждают, что "необходимо соблюдать
осторожность при применении культурных и социальных показателей для
целей датировки: ПОСКОЛЬКУ У НАС ИМЕЮТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В
ВОПРОСЕ О ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ЭРЕ, НУЖНА ОПРЕДЕЛЕННАЯ ГИБКОСТЬ В ФИКСАЦИИ
ХРОНОЛОГИИ".
"Но на этот раз Египет остается в долгу перед
исследователями. МАЛО ТОГО, ЧТО ОНИ НИЧЕГО НЕ НАШЛИ ОБ ИОСИФЕ, ОНИ НЕ
ОТКРЫЛИ НИ ДОКУМЕНТОВ, НИ ПАМЯТНИКОВ ЕГО ВРЕМЕН", - пишет В.Келлер. Также "не платит Египет долгов" и в отношении Моисея.
Но в таком случае вновь встает вопрос. А верно ли, что эти библейские
события разворачивались именно на территории современного Египта? Может
быть, библейский Египет - это какая-то совсем другая страна?
Далее: "Оказалось фактически невозможным установить
даже место, где находится пресловутая гора Синай. Трудность ее
обнаружения усугубляется тем, что в Библии нередко фигурирует в качестве
горы, где было дано откровение, не Синай, а Хорив. Если принимать
всерьез библейские описания тех грозных явлений природы, которыми
сопровождалась процедура откровения у горы Синай, то надо полагать, что
эта гора представляла собой вулкан... Но беда в том, что та гора,
которая теперь называется Синаем, НИКОГДА НЕ БЫЛА ВУЛКАНОМ"!!! Некоторые археологи помещают Синай в Северную Аравию, в Мидию,
вблизи Кадеша. Но все эти горы ТАКЖЕ НЕ БЫЛИ ВУЛКАНАМИ.
Библеист и историк Мартин Нот прямо утверждает, что
нет никаких оснований приписывать открытые археологами в Палестине
разрушенные городища израильскому вторжению, в поисках так называемой
земли обетованной. Как отмечается далее, с археологической точки
зрения вся скалигеровская интерпретация истории завоевания Ханаана
войсками Иисуса Навина повисает в воздухе. Там ли мы ищем
библейский Ханаан и "землю обетованную"? Может быть, войска Иисуса
Навина действовали, в основном, в других местах?
Далее пишут следующее: "Об "эпохе судей" НИ ОДНО
БИБЛЕЙСКОЕ СООБЩЕНИЕ НЕ НАШЛО ДО СИХ ПОР НИ ОДНОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ. Все имена судей, фигурирующие в Ветхом завете, нам
известны только по тексту последнего И НЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ НИ В КАКИХ ДРУГИХ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ ПАЛЕСТИНЫ ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ДРУГОЙ ИЗ СТРАН. Это
относится и к именам первых царей Саула, Давида и Соломона".
Значительный археологический материал, анализируемый в
цитированной литературе, показывает, что все книги Ветхого завета не
имеют уверенных археологических подтверждений их скалигеровской
географической и временной локализации. Под вопросом стоит вся
"месопотамская" теория Библии.